Ответы Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы представителей средств массовой информации Турции
Ваше Императорское Высочество, Каковы основные функции возглавляемого Вами Российского Императорского Дома в современном мире?
Сферой приложения наших усилий является не политическая, а сугубо общественная работа. Мы стараемся быть полезными нашей Родине в области благотворительности, в возрождении традиций и патриотизма, в восстановлении памятников духовности, истории и культуры, в укреплении дружбы между народами и представителями традиционных религий, в поддержании гражданского мира, в защите окружающей среды, в защите прав и свобод граждан. Также мы прилагаем усилия для поддержания и укрепления положительного имиджа России на международном уровне.
Как вы оцениваете возвращение статуса Вашей семье?
Следует четко различать вопрос о правовом статусе Династии как исторической институции, и вопрос о восстановлении монархии. Я верю в монархический идеал, но прекрасно понимаю, что в настоящее время говорить о восстановлении монархии в России, по крайней мере, рано. Но, независимо от будущей судьбы монархического строя, мы можем быть полезными своей Родине при любой форме правления и на любом историческом этапе. Российский Императорский Дом существует в силу исторического права, независимо от признания или непризнания с чьей-либо стороны. Мы всегда стараемся служить Отечеству, как бы ни относились к нам те или иные политические силы. Однако наличие правового статуса позволит нам работать более эффективно. В современных светских и республиканских государствах всегда можно найти правовые механизмы, позволяющие проявить уважение к традиционным институциям, без существования которых немыслимо истинное гражданское общество. Современные государства, оставаясь светскими, признают особый статус традиционных религий. По аналогии, оставаясь республиканскими, они могут юридически закрепить принципы взаимодействия с историческими королевскими и императорскими династиями. Примеров в мировой практике можно найти множество: в Болгарии, Румынии, Сербии, Албании, Венгрии, Франции, Португалии, Италии царственные Династии вернулись в общественную жизнь, и никому от этого не стало плохо. Никаких политических и имущественных последствий признание государством статуса Императорского Дома не повлечет, а вот моральный эффект внутри страны и во всем мире будет только положительным.
Как русские люди (народ) относятся к Вам?
Во время многочисленных визитов на Родину я везде встречаю любовь, уважение и сочувствие. Большинство соотечественников хорошо относится к нам. Очень широко распространилось почитание замученного Императора Николая II и его семьи. Люди рады, что Династия, связывающая современность со славным прошлым, не погибла в революционном лихолетье, а продолжает существовать. Есть, конечно, и те, у кого мы вызываем непонимание и раздражение. Но, как правило, эти люди даже сами себе не могут толком объяснить, на чем основано это негативное отношение. Скорее всего, тут мы имеем дело с последствиями 70-летней пропаганды, которая не отличалась правдивостью. Я отношусь ко всем соотечественникам с открытой душой и с любовью, независимо от их политических убеждений и прочих различий.
Говорят, что Вы заинтересованы в Истории Ислама. Расскажите поподробнее о Вашем восприятии Ислама.
Начнем с того, что в числе моих предков – Пророк Мухаммед. Эта родственная связь передалась в нашу Династию через германский Голштейн-Готторпский Герцогский Дом от кастильских королей, породнившихся в XI веке с эмирами Севильи. Начиная с Императора Петра III, все российские государи – потомки Пророка. В России, где проживает много народов, исповедающих Ислам, это чрезвычайно важно. Еще во времена монгольского владычества в России сложилась система мирного и, как правило, дружественного сосуществования христиан и мусульман. После ликвидации вассальной зависимости от монгольских ханов русские великие князья и цари имели мудрость сохранить сложившийся паритет. А для мусульманских соотечественников государи нашего Дома всегда оставались сакральными правителями – Белыми Царями, которым они служили верой и правдой. В 1917 году, когда Императору Николаю II изменили многие единые с ним по вере приближенные, одним из немногих сохранивших преданность был мусульманин Хан Нахичеванский. Это очень красноречивый факт.
Как Глава Российской Императорской Династии, я являюсь верной дочерью Православной Церкви. Но также я с величайшим уважением отношусь к мусульманскому духовенству. И все россияне, исповедующие Ислам – мои родные соотечественники, мои братья и дети. В беседах с российскими православными и мусульманскими священнослужителями, а также с представителями других традиционных конфессий я всегда возвращаюсь к мысли, что необходимо создавать центры межрелигиозного диалога, где представители различных религий смогут общаться, больше узнавать друг о друге и налаживать сотрудничество в решении общих проблем. Речь не идет о каком-то смешении исповеданий и создании универсальной религии – такую идею я считаю утопичной и вредной. Каждому необходимо дорожить своей верой, защищать и оберегать ее. Однако любовь к своему вероисповеданию и убежденность в его истинности не имеют ничего общего с фанатизмом, ограниченностью, неприязнью к людям иных религиозных воззрений. Знакомясь ближе, мы понимаем, что у нас много общего, что все мы сотворены Богом по Его образу и подобию, и Всевышний ожидает от всех нас, прежде всего, любви, великодушия, взаимной помощи, честности и справедливости. История развития христиано-мусульманских отношений в России – это очень позитивный пример и один из важнейших вкладов всероссийской цивилизации в развитие всего человечества в целом.
Что Вы думаете об истории Османской Империи и Турции? Как Вы оцениваете положение Турции в мире? Как Вы оцениваете отношения между Турцией и Россией, Турцией и ЕС?
Османская Империя была великой державой. Ее отношения с Российской Империей складывались непросто. Но, даже будучи противниками, мы всегда уважали друг друга. Революции в России и в Турции многое изменили в жизни обеих стран. Нужно отметить, что турецкая революция была менее страшной и кровопролитной, чем российская. Слава Богу, со временем раны, наносимые радикальными переворотами, затягиваются, и взаимное ожесточение проходит. А когда стабильность и умиротворение наступают внутри страны, это способствует и добрососедским отношениям с другими государствами. Я вижу, что Турция динамично развивается и играет на мировой арене очень достойную роль. Она сохраняет свои неповторимые национальные особенности, и, в тоже время, открыта внешнему миру, готова заимствовать положительный опыт других стран и делиться своими достижениями. Это очень важно. Ни для кого не секрет что в прошлом Россия и Турция неоднократно сталкивались в войнах, были серьезными геополитическими соперниками. А теперь мы дружим, в Турции везде звучит русская речь, российских туристов радушно и доброжелательно принимают повсюду, крепнут российско-турецкие экономические связи. В России отношение к гражданам Турции также весьма положительное. Я всегда говорю, что если россияне и турки, столько лет воевавшие, смогли забыть прежние конфликты и так подружиться, то это великий пример всем другим народам и указание на главный принцип человеческих взаимоотношений: нужно искать не то, что разобщает, а то, что сближает, и польза будет обоюдной.
Чем вы занимаетесь в повседневной жизни? Какие у вас хобби?
В повседневной жизни, когда я свободна от исполнения официальных функций и обязанностей, я занимаюсь тем же, чем и все люди – веду хозяйство, общаюсь с друзьями, читаю, смотрю фильмы… Когда представляется возможность, люблю путешествовать. Мне очень приятна работа с землей и растениями: всегда и везде, где бы мы ни жили, у меня есть маленький садик и огородик.
Что именно Вас интересует в Турции? Что Вам больше всего хочется увидеть в Стамбуле?
В Турции меня интересует всё – традиции и современная повседневная жизнь, практика решения социальных и экологических проблем, развитие межнационального и межрелигиозного диалога. Хочу как можно больше узнать о национальной культуре. В Стамбуле – городе великих византийских Императоров и турецких Султанов, продолжающем оставаться сердцем современной Турции, я обязательно побываю в Соборе Святой Софии, в Голубой мечети и мечети Сулеймание, осмотрю дворец Топкапы и башню Галата, погуляю по улицам и площадям.