Поминовение усопших, по учению Святой Церкви, является проявлением христианской любви, связывающей нас с дорогими нам людьми, которые покинули земной мир, но все живы у Бога. Обычай поминать умерших молитвой и добрыми делами существует с ветхозаветных времен. В новозаветную эру святые Апостолы Христовы установили правила поминовения скончавшихся христиан, и с тех пор эти обычаи свято и твердо соблюдаются.
Каждый христианин должен молиться за почивших родных, ближних, дальних и врагов, иными словами, по возможности за всех, с кем нас в тот или иной момент свела судьба, и кто уже перешел из временной жизни в жизнь вечную. За некоторых людей, имеющих особое значение для Церкви и Отечества, принято молиться, даже если мы не были знакомы с ними, не состоим в родстве и не имеем никакой иной известной нам личной связи. К таковым, безусловно, относятся Члены Царственного Дома Романовых – рода, навечно призванного Богом осуществлять священное царское служение.
Среди Романовых были Цари и Императоры – Помазанники Божии, были выдающиеся государственные деятели, славные воины, покровители науки и искусства, благотворители и созидатели. Были и те, кто не смог заметно отличиться или не успел реализовать себя, скончавшись в младенчестве. Нельзя отрицать, что были меж ними и оставившие по себе печальную память. Но на всех Членах Царственного Дома лежит печать Божественного избранничества, и все они достойны того, чтобы мы поминали их в наших молитвах. Всемилостивый Господь да простит им все их вольные и невольные согрешения, ответственность за которые у них несоизмеримо тяжелее, чем у большинства из нас.
Для самого Дома Романовых, как и для Дома Рюриковичей, поминовение почивших родных всегда было чрезвычайно важным духовно-общественным делом. В конце XVI века даже зародилось специальное государственное учреждение – Панихидный приказ (или «Приказ у вечного помина»), официально существовавший в 1625-1696 гг. Штат этого приказа был небольшой (2 человека – дьяк и подъячий). Но сам по себе факт создания особого центрального учреждения, ведавшего составлением синодиков и устроением заупокойных богослужений по Членам Царского Дома и верным сынам и дочерям Отечества, показывал серьезность отношения к этой деятельности со стороны Верховной власти.
Упразднение Панихидного приказа в ходе реформирования Петром I Великим системы государственного управления отнюдь не означало прекращения заботы о постоянном церковном поминовении Членов Династии и верных подданных, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших. Во всех храмах Российской Империи регулярно поминали почивших августейших особ в дни их рождений и кончин, а также в памятные даты, связанные с их деятельностью. Вместе с их именами на заупокойных службах возглашались имена представителей всех без исключения сословий России, что было одним из важнейших проявлений единства и неделимости нашего народа.
После революции в условиях жесточайших гонений открытое поминовение Государей и прочих Членов Императорского Дома стало невозможным. Любой священнослужитель, осмелившийся на это, был бы немедленно арестован и казнен. Но потаенная молитва о царственных усопших, а иногда и публичная, хотя и без правильного произнесения их титулов, не переставала звучать в российских храмах никогда, о чем свидетельствуют даже некоторые антирелигиозные книги и фильмы советского времени.
Составление данного Месяцеслова с указанием дней особого поминовения всех Членов Российского Императорского Дома Романовых призвано помочь в возрождении священной древней православной традиции.
Месяцеслов состоит из 12 разделов по числу месяцев и разделен на две графы. В первой графе указываются числа месяца и церковные праздники (по старому и новому стилю). Во второй графе содержится указание имен и титулов родившихся и скончавшихся Членов Династии, года и места их рождения или кончины, места захоронения, а также некоторые дополнительные краткие сведения о родственных связях.
Возле дат рождения или мученической кончины Членов Дома Романовых, канонизированных Русской Православной Церковью Московского Патриархата и объединившейся с нею в 2007 году Русской Православной Церковью Заграницей, в первой графе помечается служение молебна сим святым царственным новомученикам и страстотерпцам. В остальных случаях указывается традиционная формула поминовения августейших особ на проскомидии, заупокойных ектениях и молитвах на Божественной Литургии, панихиде, литии и на провозглашении Вечной памяти.
При переводе дат на новый стиль основным признается юлианский календарь, действовавший в России до 31 января 1918 года. Поэтому, независимо от века рождения или смерти Члена Дома Романовых, разница всегда составляет 13 дней. Таким образом, каждое событие приходится на день того церковного праздника, который отмечался, когда оно произошло.
Некоторые даты, указанные в этом Месяцеслове (особенно за период XVII- первой половины XVIII вв.), являются обсуждаемыми и в разных справочниках приводятся по-разному. Редакторы Месяцеслова будут благодарны за уточнения и исправления, которые просят присылать на электронный адрес официального сайта Российского Императорского Дома www.imperialhouse.ru с указанием авторитетного источника информации.
Просим всех, кому дороги заветы и память наших предков, содействовать распространению Месяцеслова среди архипастырей, пастырей и чад Русской Православной Церкви, дабы никогда не умолкала молитва о упокоении почивших Государей и Членов Российского Царского и Императорского Дома Романовых.