Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте
25 января 2009

Ответы Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы журнала «Рандеву» (Казахстан)

Ответы Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы журнала «Рандеву»(Казахстан)

Ваше императорское высочество, намереваетесь ли вернуться на Родину?

Возвращение на Родину на постоянное жительство – это наша неизменная мечта и ближайшая цель. В 1992 году было восстановлено наше российское гражданство. Процесс реинтеграции династии в современную жизнь Отечества неуклонно развивается. Когда будут окончательно решены некоторые вопросы юридического порядка, как это уже сделано почти во всех странах, мы вернемся.

Ваше высочество, доступны ли Вы для общения с соотечественниками? Вообще Ваша царская почта – это лишь деловые связи?

Даже до революции мои предки были более доступны для соотечественников, чем сейчас многие политические лидеры, именующие себя демократами. В Российской империи любой офицер в чине полковника имел право представиться государю, и никакие придворные не смели этому помешать. На воинской службе члены Императорского дома мужского пола проходили весь путь снизу доверху без всяких поблажек. Император Николай II, чтобы узнать, удобна ли новая солдатская форма, лично одел ее и прошел несколько верст. Такое отношение к согражданам было характерно не только в военной, но и в гражданской сфере. Императрица Екатерина Великая не побоялась привить себе и своему сыну цесаревичу Павлу оспу, чтобы показать пример сомневающимся. Это сейчас мы понимаем, что такая прививка безопасна. А представьте себе, какое мужество нужно было иметь в XVIII веке, когда от оспы умирали десятки тысяч людей - от царей до нищих. Когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры, император Николай I собрался ехать туда. Императрица Александра Феодоровна, боясь за мужа, попыталась удержать его от этого шага и привела к нему их маленьких детей. Тогда он сказал ей: «Уведи их. В Москве сейчас страдают тысячи моих детей». И поехал. Об этих и многих подобных фактах мало кто знает, потому что после революции всех царей старались представить какими-то исчадиями ада, а правду о них замалчивали. В современной жизни мы, познавшие горечь изгнания, нужду и лишения, стараемся быть еще ближе и доступнее всем, кто тянется к нам. И к тем, кто пока, по неосведомленности, далек от нас. К моей радости я вижу, что у большинства соотечественников, независимо от их отношения к монархии, нет агрессии к нам, а скорее чувства симпатии, сочувствия и дружелюбия. Отдельные очень редкие проявления озлобленности исходят, как правило, от людей с явными проблемами психики. На них нельзя обижаться, а нужно только пожалеть и постараться им помочь.

Получаемые мною письма обычно чрезвычайно трогательны. Бывают целые исповеди. Я это очень ценю. Значит, люди видят во мне именно ту, кем я стремлюсь быть – своего рода мать или старшую сестру, к которой каждый может обратиться за моральной поддержкой. Бывают, конечно, и письма коллекционеров автографов, и всякие забавные просьбы, вроде пожалования титула, и выражение недовольства, и критика. На все послания мы стараемся отвечать. Ведь для родителей любой сын и любая дочь дороги, даже если они бывают дерзкие, неразумные, эгоистичные. Также и для главы императорского дома любой соотечественник по-своему дорог, как бы он ни был далек от наших убеждений и ценностей.

Вы восстановили связи с Отечеством. Как оцениваете перемены, происходящие на Родине?

Мы являемся гражданами современной России, пока постоянно проживающими за рубежом. Но в любом государстве, которое до революции относилось к пространству Российской империи, мы чувствуем себя на Родине. Императорский дом не принимал участия в Гражданской войне и не причастен ни к одному из расчленений единой исторической территории, собранной и благоустроенной трудами всех населявших ее народов. Мы приветствовали падение тоталитарного богоборческого коммунистического режима, но до сих пор сожалеем, что его крушение повлекло за собой разрыв многовековых духовных, государственных и экономических связей между народами. Понятно, что прошлого не вернуть. Нужно считаться с реальностью, уважать международное право, территориальную целостность и законодательство образовавшихся независимых государств. Пытаться восстановить в прежнем виде Российскую империю или СССР – безнадежная затея. Но признание этого непреложного факта также не значит, что нужно навсегда отказаться от перспективы новой интеграции с учетом национальных интересов и государственных суверенитетов. Перед нами есть пример Содружества, в которое входят Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада и другие государства на разных континентах, с разными политическими системами. Всех их объединяет личность английского монарха, являющаяся символической и поэтому универсальной. Референдумы о форме правления, инициированные республиканцами в Австралии и других государствах Содружества, показали, что большинство их граждан не хотят упразднения монархии. Они так выразили свою волю отнюдь не только из платонической преданности королеве Елизавете II. Просто люди понимают, что их реальные интересы соблюсти легче вместе, чем порознь, а королева или король – самый надежный гарант единства. У нас, естественно, есть своя специфика, но принцип можно взять на вооружение.

В настоящем меня радует все, что служит стабилизации государственности и экономики наших народов. Пока, в основном, я бываю в России, и вижу, что, по сравнению с нашими первыми впечатлениями в начале 1990-х годов, когда царила разруха, теперь у людей там улучшилось настроение, на лицах появились улыбки. По докладываемой мне информации я знаю, что в Казахстане тоже, слава Богу, стабильная обстановка, много делается для упрочения межнационального мира и поддержания хороших отношений с окружающими странами. Стабильность вижу в Белоруссии, в Узбекистане, в Армении и Азербайджане… Понимаю, что везде существуют и проблемы, и справедливое недовольство, но все-таки мир и спокойствие – самое главное. А расстраивает меня больше всего, когда я наблюдаю, как в некоторых республиках политики, стремясь отвлечь внимание народа от своих собственных ошибок, натравливают соотечественников на соседей, разжигают нездоровый национализм. Конфронтация по определению не может быть выгодной государствам и народам. Она приносит сиюминутный успех лишь партийным вожакам, думающим только о себе и о своей власти.

Верите ли Вы в восстановление монархии в России?

Императорский дом, отказавшийся от этой веры, был бы подобен Церкви, отказавшейся от веры в Бога. Я убеждена, что монархия является наиболее естественным и вполне современным государственным строем. Главным преимуществом легитимной наследственной монархии является то, что она независима от отдельных партий, финансовых группировок и любых узко национальных, классовых и прочих частных интересов. И в силу этого сохраняет статус верховного арбитра, выражающего интересы всей нации. Монархия обеспечивает непрерывную связь прошлого, настоящего и будущего. Конечно, и у монархии, как у любого человеческого устройства, есть свои недостатки. Но если объективно сравнивать монархическое устройство с республиканским, мы увидим, что в республике недостатков, по крайней мере, не меньше. И в любом случае, монархия – это государство, построенное по принципу, в основе которого лежит самоощущение нации как единой семьи во главе с отцом или матерью. А республика зиждется на принципе акционерного общества. В этом тоже есть некоторые преимущества. Но, уверена, ни один нормальный человек не променяет свою родную семью, пусть и с некими внутренними проблемами, на акционерное общество, каким бы успешным оно ни было. Так что будущее я вижу за легитимной, и в силу этого, объединяющей народы и подлинно демократической монархией, сочетающей опору на тысячелетнюю традицию с требованиями современности.

Род Ваших занятий за рубежом, средства существования?

Российский императорский дом чужд любых форм политической борьбы. Прежде всего, мы являемся хранителями ценностей и идеалов тысячелетней государственности. Основными областями нашей общественной деятельности является участие в благотворительности, поддержка различных культурных начинаний, укрепление дружбы, взаимопонимания и взаимоуважения между народами, поддержание авторитета нашей Родины во всем мире, защита права и законности, достоинства личности, воспитание духа патриотизма. После революции мы лишены тех средств, которые когда-то позволяли нашим предкам действовать в этих направлениях более эффективно. Но у нас остается то, что никто не в силах отнять – доброе имя, уверенность в правоте нашего дела, международный авторитет, исторические и родственные связи во всем мире. Я не сомневаюсь, что со временем на родине решится вопрос о правовом оформлении взаимодействия современного государства и императорского дома, как это произошло во всех цивилизованных странах. Тогда мы сможем достичь большего. Но в любом случае мы будем делать то, что должны – стараться всеми нашими силами служить своему отечеству.

Ваш сын, цесаревич Георгий Михайлович, еще не женат. Естественный вопрос от нашего глянцевого журнала: каковы критерии выбора его будущей невесты?

Самое главное, чтобы будущая супруга моего сына любила и уважала его, понимала суть его служения и пользовалась его любовью и уважением. Со стороны может показаться, что жизнь членов династии – это какая-то сказка. На самом деле – это тяжелый труд и большая ответственность. Ты уже не принадлежишь себе, а должен выполнять то, что в интересах твоей страны, твоего народа. И у тебя даже нет шанса уйти на пенсию – династический долг является пожизненным. Когда император Николай I узнал, что ему суждено вступить на престол, он сказал своей жене Александре Феодоровне: «Дорогая, наши хорошие дни остались в прошлом». И эти слова с полным правом может сказать любой глава династии. Непонимание между супругами в такой ситуации приводит к трагедиям, сродни того, что случилось с принцессой Уэльской Дианой.

Кроме упомянутого мной главного условия есть еще ограничения исторически- правового характера. По ныне действующему династическому законодательству мой сын должен жениться на представительнице царственного или владетельного дома. Этого ограничения не было в самом акте о престолонаследии императора Павла 1797 года, но его добавил к нашим фамильным законам его сын Александр I и обязал всех своих преемников свято соблюдать указанное постановление. В XIX и первой половине ХХ веков это было существенно для поддержания престижа династии, а следовательно, и своей страны. В наше время, когда большинство европейских династий, в том числе царствующих, уже отказалось от подобных ограничений, они теряют смысл и для нас. Не случайно верный сподвижник и духовный наставник моих деда и отца святитель Иоанн Шанхайский еще в 1920-е годы говорил, что настанет день, когда придется вернуться к изначальному законодательству Павла I, по которому для признания брака династическим требуется только согласие главы Императорского дома, без дополнительных ограничений. Если избранницей моего сына станет девушка не королевского происхождения, для заключения с нею брака потребуется корректировка фамильного статута, что будет возможным только по моей воле и, кроме того, обязательно по благословению Православной церкви, так как мы связаны религиозной клятвой соблюдать закон о престолонаследии в его нынешнем виде.

Ваше высочество, Вы, наконец, добились реабилитации Вашего предшественника Николая II. Но некоторые не понимают смысла этого шага, раз уже произошла канонизация царственных мучеников Русской православной церковью. Вы согласились с мнением, что канонизация сильней реабилитации?

В духовном смысле канонизация, безусловно, несравненно выше юридической реабилитации. Но, в принципе, это совершенно различные вещи, не противоречащие одно другому, а дополняющие друг друга. Канонизация – это прославление в лике святых, признание религиозных добродетелей и подвигов, а реабилитация – это признание факта, что в отношении граждан тоталитарным государством допущены беззаконие и произвол по религиозным, социальным и классовым признакам. Нам не могло быть безразлично, что наши святые юридически продолжают считаться врагами народа, которых лишили свободы и казнили правильно. Кроме того, до тех пор, пока решение Уралоблсовета о расстреле царской семьи, утвержденное высшим органом государственной власти РСФСР - Всероссийским центральным исполнительным комитетом, не было признано незаконным, а жертвы расстрела не были реабилитированы, мы не могли быть гарантированы от возвращения к политике террора. Не случайно мою правовую инициативу поддержала Русская православная церковь.

Вы регулярно бываете в России. География поездок обширна. Во время поездок общение и встречи – только по протоколу?

За 17 лет мы объехали почти все регионы современной России от Смоленска до Владивостока. В 2000 году моя мать великая княгиня Леонида Георгиевна посетила Латвию по приглашению Сейма. Планируются визиты и в другие государства, территории которых некогда входили в состав Российской империи. Конечно, всегда есть программа визита – встречи с государственными деятелями, духовенством, представителями общественных, благотворительных и культурных организаций, посещение святынь и достопримечательностей, рабочие совещания и тому подобное. Но я поставила условием, чтобы во время моих визитов на Родину в программах обязательно были встречи с людьми на улицах, на заводах – то есть в обычной для них обстановке. Я хочу знать их проблемы, хочу иметь возможность поддержать их, хотя бы морально. Для меня общение с ними – тоже огромная помощь. А протокол в таких случаях один – искренность, дружественность и открытость друг другу.

Расскажите, пожалуйста, о благотворительных программах, в которых Вы участвуете.

Уже много лет ежегодно по ноябрям я участвую в Мадриде в благотворительной ярмарке «Растрийо», организуемой благотворительным фондом «Нуэво Футуро», по-русски – «Новое будущее». Этот фонд начинал с очень скромной помощи сиротам, с организации маленьких приютов семейного типа. Потом они себя хорошо зарекомендовали, испанское государство обратило на них больше внимания и оказало некоторую поддержку. Теперь это влиятельная организация, помогающая детям во всем мире. В его мероприятиях с радостью принимают участие члены испанской королевской семьи, члены других европейских королевских домов, аристократия и разные известные люди. Я организую русский стенд. Прибыль, полученная от продажи различных сувениров и предметов национальной культуры, распределяется потом в соответствии с вкладом каждого стенда для детей соответствующих стран. Благодаря этой деятельности я каждый год имею возможность немного помочь маленьким соотечественникам. В России тоже действует несколько благотворительных программ, находящихся под моим покровительством. Хотела бы особенно отметить программу «Образование бедным детям», инициированную православным обществом «Радонеж», и программу помощи заключенным в женских колониях и их детям, осуществляемую под руководством члена Общественной палаты России Марии Каннабих. Во время визита в Австралию в сентябре прошлого года мне предложили некоторые интересные проекты, которые сейчас разрабатываются. Надеюсь, со временем серьезные идеи по организации благотворительных дел поступят и из других государств, прежде всего из тех, которые тесно связаны исторической судьбой с Россией.

Жизнь даже царственных особ невозможна вне быта. Как устроен быт Вашей семьи? Есть ли штат прислуги? Каких традиций придерживаетесь в питании?

Наш быт устроен просто. Никакого церемониала в обычной жизни нет. По хозяйству помогает наша горничная марокканка Аркия, которая живет у нас уже больше двадцати лет и стала как член семьи. Иногда приходится прибегать к помощи еще одной или двух временных помощниц, потому что моей маме, которой в октябре этого года исполнилось 94 года, требуются дополнительные внимание и уход. Питание, на мой взгляд, должно быть простое и здоровое. У нас готовятся и русские, и испанские, и марокканские, и грузинские, и французские блюда, но без особенных изысков. Ну а на праздники, конечно, можно себе позволить и что-нибудь оригинальное.

Какие праздники отмечаете в семье?

Самые дорогие для нас праздники – православные Пасха и Рождество Христово. Отмечаем Новый год, наши дни Ангела и дни рождения. Праздники, которые я чаще встречаю в России – это день св. Николая 19 декабря, день Победы 9 мая, день Царственных мучеников 17 июля.

Ваше высочество, хотелось бы знать, чем любите заниматься на досуге? Кто Ваши любимые писатели?

Очень люблю работать в саду. Раньше, когда у нас был отдельный дом с садом, значительную часть своего свободного времени я посвящала его благоустройству. Работа с землей и растениями позволяет по-настоящему отдохнуть морально, избавиться от стресса. Сейчас, когда мы живем в квартире в центре Мадрида, у нас на крыше есть маленький уголок, где можно выращивать цветы и овощи. Иногда, если погода благоприятна, удается получить урожай помидоров и небольших, но очень сладких арбузов. Красиво цветут наши ирисы.

Мне нравится путешествовать. Изучение различных культур очень обогащает. Часто проблемы между людьми и между целыми народами возникают на пустом месте, из-за незнания и непонимания. Если мы будем лучше знать друг друга, то больше шансов сохранить и укрепить любовь и дружбу. Не нужно отказываться от своего родного, но это не значит, что нужно бояться других и пренебрегать тем, что им дорого.

Из писателей особенно люблю Гоголя и Чехова. У них тонкий юмор, большая сила обличения человеческих пороков, но нет злобы, нет пренебрежения к родной стране.

Самые значительные для Вас события за последние 10 лет?

Если говорить о жизни нашей семьи, то самыми важными событиями стали присяга моего сына на верность отечеству в Иерусалиме в 1998 году, общецерковная канонизация царской семьи в 2000 году, мой большой визит 2003 года в Екатеринбург, Волгоград, Саратов, Самару, Симбирск, Казань, Чебоксары и Нижний Новгород, завершившийся участием в праздновании 100-летия канонизации св. Серафима Саровского, перенесение останков вдовствующей императрицы Марии Феодоровны из Дании в нашу усыпальницу в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга в 2006 году, давно готовившиеся и наконец состоявшиеся визиты на Дальний Восток России и в Австралию в 2007 году. В международной и внутрироссийской политике за 10 лет произошло огромное количество событий, и позитивных, и печальных, но мне особо хотелось бы выделить воссоединение Русской православной церкви заграницей с Московским патриархатом. Людям, далеким от религии, это может показаться чем-то частным, но любой верующий в Бога человек, даже не только православный, понимает, как трудно было найти взаимопонимание после 80-летнего разделения, сколько любви, мудрости, такта требуется для преодоления религиозных противостояний такого рода. То, что это свершилось, является примером для всех и символом того, что любую проблему можно решить, если есть добрая воля и стремление к благу, а не к удовлетворению своих страстей. В качестве прообраза пути погашения конфликтов это событие имеет не только внутриправославное, и не только внутрироссийское, но и международное значение.

Опубликовано: Назарова С. Здравствуйте, Ваше Высочество!
// Рандеву (Казахстан), 2008, № 8 (54). – С. 32-43
(www.randevu.kz)

Please publish modules in offcanvas position.