Из ответов Главы Дома Романовых Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы газеты «Российские вести», 26 июня 2008 г.
- Нас слишком долго учили делить людей на своих и чужих, на белых и красных… Может быть, именно это обстоятельство по сей день мешает дать объективную юридическую оценку самому факту казни Николая II и его близких?
С грустью приходится с этим согласиться. Ничем иным, как неизжитым расколом в сознании людей невозможно объяснить, что Генеральная прокуратура РФ сегодня отрицает очевидный и бесспорный факт применения коммунистическим режимом политических репрессий в отношении членов царской семьи.
- Вот уже несколько лет, Вы упорно добиваетесь политической реабилитации Николая II и его близких. Однако нередко приходится слышать мнение, что святым никакая политическая реабилитация не нужна…
Я добиваюсь не политической, а правовой реабилитации, то есть восстановления по закону справедливости в отношении святых царственных страстотерпцев, незаконно содержавшихся в заключении в соответствии с указаниями руководителей коммунистического режима и казненных по приговору местного органа советской власти, утвержденному затем высшим органом этой власти – ВЦИКом. Это решение до сих пор не отменено, и юридически члены царской семьи продолжают считаться «врагами народа», решение о казни которых «признано правильным». Заявления, что «святые не нуждаются в реабилитации», лицемерны и неразумны. Сами святые не нуждаются ни в чем, в том числе и в канонизации. Канонизация нужна нам, живущим, как чадам Церкви, и реабилитация нужна нам, как гражданам нашего государства. Конечно, в духовном смысле канонизация несоизмеримо значимее реабилитации. Но одно совершенно не исключает другого. Нам не может быть безразлично, что наше государство оставляет в силе бесчеловечные решения Уралсовета и ВЦИКа в отношении наших святых новомучеников.
- Не означает ли реабилитация Николая II попытки вернуть идею монархизма в политическую жизнь России?
Любая идея живет своей жизнью, независимо от внешних факторов. Что касается вопроса о реабилитации казненных членов Императорского дома, то я всегда призывала избегать какой бы то ни было его политизации. Это вопрос правовой, и он должен быть решен на основании закона, а не исходя из постоянно меняющейся политической конъюнктуры. И я рада, что многие соотечественники, в том числе и не разделяющие монархических убеждений, в тоже время поддержали меня в борьбе за реабилитацию. У каждого русского человека в душе своя Россия, но у всех нас - одна Россия. И это не Россия большевицких застенков, а Россия высокой культуры, доброты и сопереживания.
- В ближайшее время ожидается, что ученые-криминалисты огласят результаты научной экспертизы и идентификации останков цесаревича Алексея Николаевича и великой княжны Марии. Если предположения об их подлинности подтвердятся, то очевидно состоится их перезахоронение в Петропавловском соборе вместе с родителями и предками. Будете ли Вы участвовать в траурной церемонии?
Определяющей для меня в этом вопросе была и остается позиция Русской православной церкви. Я смогу принять положительное решение только в том случае, если Святейший Патриарх Алексий II и Священный синод найдут достаточно оснований для признания вновь найденных останков мощами царственных мучеников.
- Не кажется ли Вам, что после семи десятилетий советской власти, нити, связывающие нас с прошлым, уже окончательно разорваны и возрождение былых традиций, исконного мировоззрения русского народа уже не реально?
Традиция не умирает никогда, потому что записана в генетической памяти народа. Ее можно на время приглушить, но нельзя искоренить. Традиционное мировоззрение – это далеко не всегда консерватизм. Традиция может воплощаться в новых формах, и оставаться при этом неразрывно связанной с опытом предшествующих поколений. Мы должны не цепляться за старое, и тем более не пытаться повернуть историю вспять, а двигаться вперед, не забывая о духовных, государственных и моральных устоях Отечества.
- В последние годы все чаще потомки людей, покинувших Россию после революции, возвращаются на родину предков и весьма преуспевают здесь. Одно время в прессе сообщалось, что Вы также собираетесь вернуться в Россию на постоянное жительство. Не изменились ли ваши планы?
Конечно, в преуспевании ничего плохого нет. Но если мы преследуем цель только собственной выгоды, наша жизнь становится никчемной. Безусловно, возвращение на постоянное жительство на Родину составляет нашу постоянную и неизменную мечту. Но окончательный переезд в Россию станет возможным лишь тогда, когда я буду уверена, что это не только решает какие-то мои личные проблемы, а что это полезно для моей страны и служит исторической миссии Российского императорского дома, за судьбу которого я отвечаю перед Богом, памятью моих предков и российским народом.
Опубликовано: Толстикович А. Ибо, каким судом судите… // Российские вести, 2008, 2-8 июля