Ответы Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Михайловича на вопросы главного редактор православной газеты «Благовест»А.Е. Жоголева
1. Ваше Императорское Высочество! 13 марта Вам исполнилось 25 лет. Дата эта серьезная для любого человека, а для Вас как Наследника Российского престола, наверное, имеет особое значение. Считаете ли Вы, что для Вас пришло время более активно участвовать в общественной и политической жизни современной России, чаще бывать на Родине, встречаться с соотечественниками?
С точки зрения традиций 25-летие – обычный день рождения. Прежде, согласно законодательства Российской Империи, общегражданское совершеннолетие наступало в 21 год. Великие Князья становятся совершеннолетними с 20 лет, а Наследник Престола - в 16 лет. По достижении династического совершеннолетия я принес установленную законом присягу на верность Отечеству и Моей Матери - Главе Российского Императорского Дома у Гроба Господня, в присутствии Патриарха Иерусалимского Диодора. Это был действительно важнейший момент в моей жизни. Нынешняя дата, конечно, тоже имеет значение как определенный этап взросления, но в смысле общественного служения ничего не меняет. Желание чаще бывать на Родине тоже не связано ни с какими датами – оно постоянно. Что же касается политической жизни, то Императорский Дом не участвует в ней, так как по своей природе обязан быть вне политической борьбы.
2. Ваше Высочество, хотелось бы больше знать о Вашей сегодняшней деятельности. Расскажите о своей работе в комиссии по энергетике Евросоюза. Что Вам дает этот род деятельности как Наследнику Престола? Удается ли Вам уже сегодня чем-то послужить России в своей работе?
После Оксфорда я хотел закрепить и усовершенствовать приобретенные знания, а также внимательно изучить процессы, определяющие в настоящее время развитие Европы. Начал работу в Европарламенте в Брюсселе, затем там же поступил на должность помощника заместителя Председателя Еврокомиссии и комиссара по транспорту и энергетике Госпожи Лойолы де Паласио. Потом работал в Люксембурге в Генеральном департаменте Еврокомиссии по ядерной безопасности. По делам работы несколько раз посещал Россию. В последний раз был в Москве в феврале этого года. Теперь собираюсь изучить работу частных предприятий. Конечно, уже сейчас моя деятельность связана с Родиной. Как бы некоторые европейские политики ни относились к нам настороженно или даже враждебно, все равно без России, без учета ее интересов мировая политика не может осуществляться. В будущем, когда наш Дом получит возможность вернуться в Россию окончательно, я смогу использовать накопленный опыт для Отечества более активно и эффективно.
3. Недавно Вы вновь побывали в России. Какие у Вас впечатления от посещения Москвы? Какие храмы Первопрестольной столицы Вы чаще посещаете?
Встреча с Родиной – всегда праздник. К сожалению, на этот раз рабочий график был очень плотным, так что свободного времени почти не осталось. Но все равно приятно побывать в родной атмосфере. Я бывал во многих московских храмах – и в древних Кремлевских соборах, и в возрожденных Казанском соборе и храме Христа Спасителя, и в Елоховском… Каждый храм по своему прекрасен и дорог. Но наверное самую большую духовную радость доставляет посещение реставрируемых церквей, которым возвращают их облик, в которых налаживают приходскую жизнь. Это символ религиозного возрождения, самое яркое свидетельство, что несмотря на десятилетия государственного атеизма уничтожить веру не удалось.
4. Несколько лет назад в одном из немногочисленных своих интервью Вы сказали, что Ваше любимое произведение - повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба». Но время идет. Какую книгу сейчас Вы назвали бы как свою любимую?
Я говорил, что меня восхищает образ патриота Тараса Бульбы. Но любимых произведений у меня много. Кроме Гоголя особенно люблю Чехова.
5. Встречи с какими людьми повлияли на Ваше мировоззрение, на Ваше духовное развитие? В пору Вашего династического совершеннолетия, в 16 лет, Вашу присягу на верность Династии принял известный подвижник Православия Патриарх Иерусалимский Диодор в Святом Граде Иерусалиме. Можете ли Вы поделиться своими впечатлениями от встречи с этим человеком?
Главную роль в моей жизни сыграл мой дед Великий Князь Владимир Кириллович. Он заложил основы моей личности когда формировался мой характер, когда я только начал познавать мир. В России самый уважаемый мною человек – Святейший Патриарх Алексий II. Наша Семья чтит его как Предстоятеля Русской Церкви, как чрезвычайно мудрого и доброго духовного наставника, молитвы которого помогают нам в исполнении возложенного на нас Богом долга. Встреча с Патриархом Диодором тоже оставила у меня неизгладимое впечатление. Он был уже очень болен, и вскоре, к сожалению, скончался. Но у него были крепкий дух и великая вера. Когда я произнес присягу и подошел к нему под благословение, он обнял меня и сказал, что надеется, что скоро Российский Императорский Дом вернется в Россию. Его напутствие навсегда останется в моей душе.
7. Сохранилось ли в Вашей памяти посещение Самары вместе с Вашей Матерью Главой Императорского Дома Великой Княгиней Марией Владимировной летом 1993 года? Какие впечатления от того более чем десятилетней давности визита самые яркие?
Тогда был целый калейдоскоп впечатлений. Самара запомнилась, как красивый древний город. Запомнилась, конечно, кондитерская фабрика. Но самое главное, что было тогда и остается сейчас – это общение с добрыми, простыми, искренними людьми. Их доброжелательность и сочувствие всегда ободряют.
8. Снова возвращаясь к Вашему первому серьезному юбилею. Известно, что крестили Вас в присутствии великой святыни русского Зарубежья - Курской Коренной иконы Божией Матери. А доводилось ли Вам молиться уже в зрелом возрасте у этой святыни? Возможно ли ее возвращение на Родину - хотя бы на какое-то время?
Курская икона Божией Матери была Одигитрией русского зарубежья, когда Родина была порабощена богоборческим режимом. Сейчас ситуация изменилась. Святыня должна вернуться в край, где находилась несколько веков, где чудесным образом сохранилась во время устроенного террористами взрыва.
Первые три главы Русской Зарубежной Церкви, являющейся хранительницей Курской иконы, были верны моим прадеду и деду. Митрополит Виталий почему-то всегда проявлял к Императорскому Дому скрытую неприязнь, хотя до определенного момента сохранял внешнее формальное приличие. После того, как дедушка посетил Россию и встретился с Патриархом Алексием II, Зарубежный Синод продемонстрировал открытую враждебность к нашей Семье. Дошло даже до того, что когда дедушка умер, духовенство Зарубежной Церкви отказалось совершить у его гроба молитвы, только потому, что он стремился к воссоединению Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью на Родине. Сейчас Зарубежная Церковь, слава Богу, отошла от этой фанатичной нетерпимости, не имеющей ничего общего с духом христианской любви. Надеюсь, мечта дедушки осуществится, церковное разделение будет преодолено, а мы все сможем молиться у Курской иконы не зарубежом, а в Курске.
9. Можете ли Вы хотя бы немного рассказать о духовном укладе Вашей Семьи, о духовных традициях, которые через поколения сохраняются в Российском Императорском Доме?
Наша Вера, наши традиции и наши законы возлагают на Императорский Дом священную обязанность блюсти Православие, способствовать церковному единству и благочинию. Русская монархическая традиция нерасторжимо связана с Православием. Царственное служение – особенное и самостоятельное. Идея царской власти не умирает и тогда, когда политическая обстановка не благоприятствует монархии. Это идея власти от Бога, идея построения человеческого общества по образу и по подобию Царствия Небесного. На мою мать Великую Княгиню Марию Владимировну возложена вся полнота ответственности за сохранение этих принципов и традиций. Мой долг – помогать ей и готовится к тому, что когда-то эта ответственность будет возложена на меня.
Сохранение православного уклада в жизни – необходимое условие четкого самоопределения и постоянства. Но помимо внешних форм, при всей их значимости, главное – сохранение духа. В послереволюционный период в этом нам молитвенно и деятельно помогали поистине святые люди, такие как святители Феофан Полтавский и Иоанн Шанхайский, митрополит Гор Ливанских Илия, Иерусалимский Патриарх Дамиан, Сербский Патриарх Варнава, афонские монахи... Святой Патриарх Тихон Исповедник отказался дать свое благословение политиканствующим в эмиграции членам Династии, сославшись на то, что “есть законный и прямой наследник Престола Великий Князь Кирилл”. Взаимная поддержка Церкви и Династии в прошлом и настоящем это великая сила и залог возрождения Родины.
10. И последний вопрос. Есть ли надежда, что следующий свой юбилей Вы встретите в России в качестве представителя признанного современным Российским государством Императорского Дома? Что для этого можем все мы сделать уже сегодня?
Надеждой Императорский Дом жил все годы изгнания. О точных сроках знает только Господь. Мы все должны исполнять свой долг, независимо ни от чего, молиться и верить в лучшее. Самое главное – не ждать, что кто-то что-то сделает за нас, помнить, что вера без дел мертва, и трудиться самим.
опубликованы: Встреча с Родиной – всегда праздник // Благовест, 2006, апрель, № 7 (331), Самара