Феодоровская икона Пресвятой Богородицы написана св. Апостолом и Евангелистом Лукой. Первые сведения о ней на Руси относятся к XII веку; более подробные и достоверные свидетельства – к царствованию св. Благоверного Великого Князя Юрия II Всеволодовича, обретшего ее в часовне в окрестностях Городца-на-Волге. После гибели Великого Князя в битве на реке Сить и разорения Владимирской Земли Ханом Батыем (1238) икона считалась утраченной. Обретена в лесу братом св. Благоверного Великого Князя Александра Невского Князем Костромским Василием Ярославичем. Получила название Феодоровской в честь св. велмуч. Феодора Стратилата, видение которого костромичам произошло в дни нового обретения иконы (1239). Принесена во владимирский Успенский собор. Сопровождала св. Благоверного Великого Князя Александра Невского во время его походов. Возвращена Князем Костромским и Великим Князем Владимирским Василием I Ярославичем Мизинным в Кострому, которая, по молитвам пред иконою, была спасена предстательством Божией Матери от нападения татар в 1272. Несколько раз икона чудесно сохранялась во время страшных пожаров. 14/27 марта 1613 перед Феодоровской иконой Божией Матери был призван на царство первый Монарх Дома Романовых Михаил I Феодорович. С тех пор образ особо почитается всеми Государями Дома Романовых, став одной из главных святынь Династии. Накануне трагических революционных событий февраля 1917 и отречения св. Императора Николая II Страстотерпца Феодоровская икона потемнела. После октябрьского переворота 1917 большевицкие власти уничтожили костромской Успенский собор, в котором находилась Феодоровская икона. Сам образ перенесен в церковь Воскресения Христова на Дебре, ставшую в эпоху гонений кафедральным собором Костромы. Крушение богоборческого коммунистического режима позволило перенести Феодоровскую икону в собор вновь открытого и восстановленного после пожара 1982 Богоявленско-Анастасьинского монастыря Костромы (1991). Перед образом Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, принесенной в Храм Христа Спасителя, состоялось избрание Поместным Собором 2009 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – Первосвятителя всех чад Русской Православной Церкви во всем мире и Первенствующего Духовного Наставника и Молитвенника ныне здравствующего Императорского Дома Романовых во главе с Е.И.В. Благоверной Государыней Великой Княгиней Марией Владимировной. Дни празднования 14/27 марта (призвание на царство Дома Романовых в лице Природного Государя Михаила Феодоровича, 1613), 16/29 августа (обретение иконы Князем Костромским Василием, 1239)
14/27 марта (1613). Явление иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Феодоровския. Принятие ЦАРЕМ МИХАИЛОМ I ФЕОДОРОВИЧЕМ на Себя и на Дом Свой Царского служения.
Тропарь, глас 8: Днесь светло красуется град Кострома, и вся Российская страна, созывающе к веселию вся Боголюбивыя Христианския народы, на преславное торжество Божией Матере, чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа пришествия. Днесь бо явися нам пресветлое великое солнце. Приидите, вси Богоизбраннии людие, Новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, избавляет вся грады и страны Христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже Дево Владычице, сохрани Державных ЦАРЕЙ наших, и Архиерей, и вся люди Твоего достояния от всяких бед, по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, Христианом похвало.
Кондак, глас 8: Притецем, людие вси, к тихому и доброму пристанищу, в Дом Божия Матере чуднаго образа явлению Царицы и Богородицы. За неизреченную милость Ея, верно припадающе и вопиюще: О Всемилостивая Владычице, за спасительное Твое смотрение чуднаго образа к нам пришествие, посети нас грешных, светло сотворяющих празднество Твое. Укрепи Державную ВЕЛИКУЮ КНЯГИНЮ нашу МАРИЮ ВЛАДИМИРОВНУ, дивно ЕЙ на враги победу подающи, и Архиерея нашего утверди, Церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди. Притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави: сохраняя в мире все Православие, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак из Акафиста: О Премилосердая Заступнице наша, великия ради милости Твоея даровавшая Отечеству и граду нашему чудотворную икону Твою во освящение, утешение и ограждение наше, нынешнее приемше славословие, от всякаго злаго обстояния избави рабы Твоя. Скипетр Благоверной ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ нашей утверди, даруй ЕЙ здравие и спасение, на враги победу и одоление, и всех нас вечных мук свободи, устнами, душею же и сердцем вопиющих: Аллилуиа.
Молитва пред иконою Пресвятыя Богородицы Феодоровскою
О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая Надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение к Рождшемуся от Тебе по плоти Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, и миру убо умрети, а Ему Единому жити по вся дни жизни нашея. О Пресвятая Владычице Богородице! Путьшествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Благочестивейшую же Государыню ВЕЛИКУЮ КНЯГИНЮ МАРИЮ ВЛАДИМИРОВНУ и весь Царственный Дом укрепи и утверди, и подаждь ему здравие и спасение и на враги победу и одоление. Спаси, Владычице, вся страны и грады, и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение: избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на Страшнем Суде Христове стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим великолепое Имя Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем, и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.