Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте

Филарет Митрополит Московский и Коломенский

Святитель Филарет Московский и Коломенский (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1782-1867) родился 26 декабря ст. ст. 1782 в Коломне Московской губернии в семье диакона. Окончил Московскую духовную семинарию. Ученик Митрополита Платона (Левшина). В 1808 принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре. В 1809 рукоположен в иеродиаконы и иеромонахи. В 1811 возведен в сан архимандрита. В 1812-1819 – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Одновременно в 1812-1816 был настоятелем новгородского Юрьева монастыря, а в 1816-1819 – настоятелем московского Новоспасского монастыря – усыпальницы предков Дома Романовых. С 1817 – Епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Хиротония совершена в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. С 1819 – Архиепископ Тверской и член Святейшего Правительствующего Синода. В 1821 возведен на Московскую кафедру. Был глубоко почитаем Императором Александром I Благословенным. Участвовал в оформлении актов о тайном отречении Цесаревича Константина Павловича от прав престолонаследия и о передаче после кончины Александра I Верховной власти Великому Князю Николаю Павловичу. В 1825 сообщил новому Государю о воле его усопшего Царственного Брата. Участвовал в венчании на царство Императора Николая I Незабвенного 22 августа ст.ст. 1826 и в тот же день возведен в сан Митрополита. Государь Николай Павлович любил и уважал Московского Святителя. Митрополит Филарет был отмечен многими Высочайшими наградами. В самом начале царствования Николая I Владыка был Всемилостивейшее пожалован бриллиантовым Крестом на клобук. В 1831 «за ревностное и многодеятельное служение в Архипастырском сане, достойно носимом, и притом многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые», Всемилостивейше сопричислен к высшему Императорскому Ордену св. Апостола Андрея Первозванного. В 1839 Всемилостивейше сопричислен к Императорскому Ордену Св. Великого Князя Владимира I степени. В 1849 Всемилостивейше пожалован алмазными знаками Императорского Ордена Св. Андрея Первозванного. В 1856 возглавил совершение венчания на царство Императора Александра II Освободителя, считавшего Митрополита Филарета своим духовным наставником и верным сподвижником в государственных делах. Получил и исполнил Высочайшее поручение подготовить окончательную редакцию Манифеста 19 февраля 1861 об отмене в России крепостного права. В 1867 в ознаменование 50-летия пребывания в Епископском сане Высочайше удостоен права предношения креста в священнослужении, ношения креста на митре и двух панагий на груди. При этом Владыке Филарету была Всемилостивейше пожалована украшенная драгоценными каменьями панагия на бриллиантовой цепочке с изображением на оборотной стороне вензелей Его Величества и двоих его Царственных предшественников, при которых Святитель проходил своё служение, и с надписью вокруг неё: «Преосвященному Митрополиту Филарету, в память пятидесятилетнего служения Церкви и Отечеству, 5-го Августа 1817 — 5 Августа 1867 г., в царствование Александра I, Николая I и Александра II»; а в вознаграждение заслуг собственно государственных пожалованы портреты Императора Александра II и двух Его Предшественников, соединённые вместе, осыпанные бриллиантами и украшенные большою императорскою короною.

19 ноября ст.ст. 1867, после совершения Божественной Литургии, Митрополит Московский и Коломенский Филарет отошел ко Господу. Кончина застала его коленопреклоненным во время молитвы в келии. Погребение Святителя было совершено в Троице-Сергиевой Лавре, в храме Сошествия Святого Духа.

Св. Митрополит Филарет был великим молитвенником, ярчайшим богословом и государствоведом (научные заслуги Владыки были отмечены принятием его в 1818 в Императорскую Академию Наук), блестящим гимнографом и оратором, любящим и мудрым педагогом, прекрасным администратором и организатором церковной деятельности, истинным верноподданным, не боявшимся говорить правду Государям, но неизменно хранившим нерушимую преданность Им. В творениях Святителя Филарета четко и стройно сформулировано учение Святой Православной Церкви о Богоустановленности Царской Власти. Владыка был горячим сторонником перевода книг Священного Писания на современный русский язык. К сожалению, не все предуказанные им принципы перевода были соблюдены, в связи с чем в Синодальном переводе встречаются смысловые расхождения с более точным церковно-славянским текстом Библии. Катехизис Митрополита Филарета навечно останется непревзойденным изложением основ Православной Веры. Он гармонично сочетал широту взглядов с твердым стоянием в Православной Вере.

В 1994 Святитель Филарет был прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В 2004 его святые мощи были перенесены из Троице-Сергиевой Лавры в кафедральный патриарший собор Москвы – Храм Христа Спасителя. День памяти 19 ноября/2 декабря (1867)

19 ноября/2 декабря. Иже во святых отца нашего Филарета Митрополита Московскаго и Коломенскаго

Тропарь, глас 4: Духа Святаго благодать стяжав, Богомудре Святителю Филарете, истину и правду разумом просвещенным людем проповедал еси, мир и милость сердцем умиленным страждущим явил еси, яко учитель Веры и страж неусыпный паству Российскую жезлом правости сохранил еси. Сего ради, ко Христу Богу дерзновение имея, моли даровати Церкве утверждение, людем и душам нашим спасение.

Кондак, глас 2: Яко истинный подражатель Преподобнаго Сергия, добродетель измлада возлюбил еси, Богоблаженне Филарете. Яко пастырь праведный и исповедник непорочный, по святем преставлении от безбожных поругание и поношения приял еси, Бог же знамении и чудесы тя прослави и заступника Церкве нашея яви.

Ежедневная молитва Святителя Филарета Митрополита Московскаго и Коломенскаго

Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты Один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни Креста, ни утешения, только предстаю пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь.

Святитель Филарет Московский о Богоустановленной Наследственной Царской Власти

«(…) Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по образу своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века – Царя Наследственного». (Филарет (Дроздов). Сочинения Филарета Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. – Т. III. – М., 1861. – С. 252)

Комментируя слова Священного Писания «Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» (Пс. 131, 11), Святитель Филарет Московский свидетельствует: «Бог, Которого слово и без клятвы самодостоверно, если достоверность его подтверждается еще клятвою, то конечно, этим указывает как на особенную важность предмета клятвы, так и на преимущественную потребность и благотворность несомненного удостоверения о том. (…) Какой же это предмет? – Наследственность царской власти: «от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Из такого представления дела, очевидно, вытекают следующие истины или догматы: Первая, что Бог посаждает Царя на престоле, или иначе сказать: Царская Власть есть Божественное учреждение. Вторая, что Бог посаждает на престоле царевом от плода чрева Царя, то есть наследственность Царской Власти. Третья, что Царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а также и другое Божественное изречение: «вознесох избранного от людей Моих»(Пс. 88. 20). Четвертая, что Царская наследственная власть есть и для народа важный и благотворный дар Божий (…). Вот коренные положения или догматы Царского и государственного права, основанные на Слове Божием, утвержденные властью Царя Царствующих и Господа Господствующих, запечатленные печатию клятвы Его». (Филарет (Дроздов). Сочинения Филарета Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. – Т. III. – М., 1861. – С. 225-227)

Please publish modules in offcanvas position.