Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте

Феодосий Карульский, иеросхимонах

Феодосий Карульский (в миру Харитонов Василий Васильевич) (1868-1937) – иеросхимонах, подвижник.

 

Родился в Саратовской губернии в крестьянской семье. Окончил Саратовское духовное училище, Вологодскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию (1894), затем преподавал в ней. Магистр богословия.

 

После пострига (с именем Феофан) и рукоположения – надзиратель Симферопольской семинарии, потом инспектор Вологодской семинарии. Переписывался со свв. Оптинскими старцами и св. епископом Феофаном Затворником. Отказался от сана архимандрита и ректорства и отправился на Афон (1901), где подвизался в Никольской Белозерской обители и на Капсале.

В 1914 поселился на Каруле в самых аскетических условиях. Духовник всех русских монашествующих обитателей Каруля. В схиме Феодосий. Духовный писатель, переводчик и публикатор. Впервые опубликовал «Крины сельные» св. преп. Паисия (Величковского), перевел творения преп. Никодима Святогорца (в частности, его «Исповедник»). Автор статей против имябожия и новостильничества. Критиковал учение митрополита Антония (Храповицкого) об искуплении. Основной собственный труд – «Молитвенный дневник», являющийся руководством к творению молитвы Иисусовой.

 

Верноподданный императора в изгнании Кирилла Владимировича, автор статей в защиту легитимизма.

 

Скончался 19 сентября/2 октября 1937

 

http://athos-ukraine.com/rus/stati-i-intervyu/iromonah-feodosij-karulskij-1869-2-oktyabrya-1937-g.html

 

***

 

Письмо председателя Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей митрополита бывш. Киевского и Галицкого Антония афонскому иеросхимонаху Феодосию Карульскому с извещением о посылке его статьи в защиту легитимизма издателю газеты «Голос верноподданного» графу Ю.П. Граббе и с изложением позиции (на тот момент) митрополита Антония относительно его приверженности законному императору в изгнании Кириллу Владимировичу. Типографская печать. 3/16 сентября 1927 г.

 

Иеросхимонаху Феодосию на Афон

 

Всечестный и достолюбезный Батюшка, Отец Феодосий!

 

Если не 7-й, то наверно 6-й раз уверяю Вас, что на все Ваши письма я немедленно посылаю ответ, то через о[тца] Архим[андрита] Кирика (Прим.ред. : Кирик - схиархимандрит, духовник афонского русского Свято-Пантелеимонова монастыря. В молодости принял монашество в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Был послан на афонское подворье в Москву. Участвовал в издании книг св. Феофана Затворника. Настоятель Афонского подворья в Одессе. По возвращении на Афон обличитель имябожия (приезжал с докладом по этому делу в Санкт-Петербург, в Святейший правительствующий синод. В 1930-е по совету митрополита Антония вызван патриархом Сербским Варнавой в Югославию и назначен духовником всего сербского духовенства. Единомышленник иеросхимонаха Феодосия Карульского), то прямо на Карулю; теперь пишу на о[тца] Игумена заказным. – Если уже и теперь не дойдет, то впредь ничего Вам писать не буду.

 

Итак, уведомляю Вас, что Ваше рассуждение о Кирилле Владимировиче я послал для напечатания без Вашей подписи, а просто «с Афона» в редакцию [«]Голоса Верноподданного[»], что издает молодой граф Г[еоргий] П[авлович] Граббе, родной правнук знаменитого А[лексея] С[тепановича] Хомякова, в Белграде. Вероятно, редактор обрадуется Вашей статье и скоро ее напечатает.

 

А я послал Вам свою отповедь Синоду по поводу его сближения с Обновленцами, дабы Вы не думали, будто я по робости или малодушию не заявляю себя в печати сторонником Кирилла Владимировича: я должен это сделать последним или одним из последних, как поступил Киевский Митрополит после 1653 года (Прим. ред.: Дионисий (в миру Балабан-Тукальский) (ум. 1663) – митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Окончил Киево-Могилянскую академию. В 1650 хиротонисан во епископа Холмского. Изгнан в 1652, после того, как король Ян II Казимир вернул Холмскую епархию униатам. Епископ Луцкий (1654). В 1656 покинул епархию из-за польских гонений. Стоял на позициях сотрудничества с польскими властями, гетманом Малороссии Б. Хмельницким и представителями России, будучи неискренним по отношению ко всем этим политическим силам. В 1658 избран в митрополиты Киевские. В 1658 в Переяславле на Раде привел к присяге гетмана И. Выговского. Отказался принять поставление от патриарха Московского Никона и получил благословение на свое служение от патриарха Константинопольского Парфения IV. В отношении России постоянно проводил предательскую политику. Поддержал гетмана И. Выговского в его конфликте с Москвой, способствовал переходу Запорожского войска под власть Речи Посполитой. Надеялся таким образом добиться ограничения и последующей отмены унии и предоставления православным в Речи Посполитой равноправия с католиками. В 1659 обрел мощи св. преп. Иова Почаевского. Оказывал давление на гемана Ю. Хмельницкого с целью не допустить его возвращения под власть России. Добился наложения проклятия патриархом Парфением IV на епископа Мефодия (Филимоновича), назначенного царем Алексеем Михайловичем и местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Питиримом управлять Киевской митрополией. Усилия митрополита Дионисия, направленные на ликвидацию унии в Польше, ради чего он нарушал клятву верности России и дому Романовых 1654, не увенчались успехом. Никакой объединительной роли Дионисия (Балабана), тем более «в верности Московскому царю», не прослеживается. Ссылку митрополита Антония (Храповицкого) на действия митрополита Дионисия вряд ли можно признать удачной в качестве примера для подражания. Скончался митрополит Дионисий в Корсуни) относительно подчинения Московскому Царю Алексею Михайловичу, дабы не усугублять раскола в своей пастве преждевременным заявлением своей покорности новому Правительству, хотя я думаю быть, конечно, на стороне последнего (т.е. императора Кирилла Владимировича – прим. ред.).

 

Так поступил (Митрополит) Дионисий Балабан, открывший мощи преп[одобного] Иова Почаевского (Прим. ред.: Иов Почаевский (в миру Железо Иоанн) (1551-1651) – святой преподобный. Родился в Покутье (Галиция). Принял монашество в Угорницком монастыре. По инициативе князя Константина Острожского переведен в Дубенский монастырь и избран его игуменом. После подписания в 1596 Брестской унии активно трудился на поприще объединения православных и их духовной самозащиты. В 1600 удалился в Почаевскую обитель. Избран игуменом. После смерти главных защитников православия в Речи Посполитой князя Константина Острожского, епископа Львовского Гедеона и епископа Волынского Михаила стал одним из главных руководителей православного населения Польши. Участник Собора 1628. Прославился благочестивой жизнью и аскетическими подвигами. Управлял Почаевским монастырем до 1649. Почил в 1651 в столетнем возрасте. Мощи обретены в 1659. День памяти 28 октября/10 ноября); за это Дионисий даже подвергся царскому гневу; но паству свою объединил верностью (Московскому) Царю

 

 

Прошу, отче святый, Ваших молитв и в надежде на таковые призываю Божие благословение на Вас и сопостников Ваших и остаюсь Ваш доброжелатель

 

Митрополит Антоний.

 

16 сент[ября] 1927 г[ода]

 

Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого). – Джорданвилл: Свято-Троицкий монастырь, 1988. – 280 с. – С. 206-207

 

Please publish modules in offcanvas position.