Антоний (в миру Храповицкий Алексей Павлович) (1863 - 1936) – видный иерарх Российской Православной Церкви, председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в 1921-1936, богослов.
- 1929-01-23 Письмо Митрополита Антония 1929-01-23 Письмо Митрополита Антония
- 1929-05-20 Письмо Митрополита Антония 1929-05-20 Письмо Митрополита Антония
- 1929-07-11 Акт Императора Кирилла I и Митрополита Антония о Дне всеобщей скорби 1929-07-11 Акт Императора Кирилла I и Митрополита Антония о Дне всеобщей скорби
- 1931-08-27 Письмо Митрополита Антония 1931-08-27 Письмо Митрополита Антония
- 1931-08-28 Письмо Митрополита Антония 1931-08-28 Письмо Митрополита Антония
- 1934 Архиерейский Собор 1934 Архиерейский Собор
- 1935 50-летний юбилей хиротонии Митр. Антония 1935 50-летний юбилей хиротонии Митр. Антония
- 1935-10-14 Письмо Митрополита Антония 1935-10-14 Письмо Митрополита Антония
- 1936-02-24 Письмо Митрополита Антония 1 1936-02-24 Письмо Митрополита Антония 1
- 1936-02-24 Письмо Митрополита Антония 2 1936-02-24 Письмо Митрополита Антония 2
- 1936-04-09 Письмо Митрополита Антония 1936-04-09 Письмо Митрополита Антония
- 1936-05-23 Письмо Митрополита Антония 1936-05-23 Письмо Митрополита Антония
- Антоний (Храповицкий) Антоний (Храповицкий)
https://imperialhouse.ru/rus/extra/spodvizhniki-doma-romanovykh/antonij-khrapovitskij.html#sigProIdb891cde985
В 1885 г. закончил С.-Петербургскую Духовную Академию, принял монашеский постриг и был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1890 г. – архимандрит, ректор СПб Духовной Академии. В 1891 назначен ректором Московской Духовной Академии. В 1895 г. переведен на должность ректора Казанской Духовной Академии.
В 1897 г. хиротонисан во Епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Занимал викарную Чистопольскую и самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедры.
В 1902-1914 гг. - Архиепископ Волынский и Житомирский.
Убежденный сторонник и апологет восстановления патриаршества. В 1906-1907 гг. – член Государственного совета Российской империи. В 1912-1916 – член Святейшего Правительствующего Синода. Участник подготовки Поместного собора. Активный борец с «имяславием».
В 1914 г. Архиепископ Харьковский и Ахтырский.
После Февральской революции 1917 г. отправлен на покой по прошению. В августе 1917 вновь избран на ту же кафедру.
Член Поместного Собора 1917-1918 гг., кандидат на патриарший престол, набравший наибольшее количество голосов (159). После избрания по жребию в Патриархи св. Тихона возведен в сан Митрополита и назначен членом Священного Синода.
В 1918 г. после расстрела сщмуч. Митрополита Владимира Киевского и Галицкого Владыка Антоний был избран на киевскую кафедру. В декабре 1918 г. арестован правительством С. Петлюры; в 1919 г. освобожден.
Во время Гражданской войны – на Кубани, в Ростове, в Киеве, в Екатеринодаре. Избран Председателем Временного высшего церковного управления Юго-Востока России.
Эмигрировал в Грецию. Намеревался уйти в затвор на Афон, но в 1920 г. вернулся в Россию и руководил ВВЦУ в Симферополе. В ноябре окончательно покинул Россию с армией генерала барона П.Н. Врангеля.
В 1921 г. участвовал в эмигрантском «Съезде хозяйственного восстановления» в Рейхенгалле, избран почетным председателем Высшего монархического совета.
На Русском всезаграничном церковном соборе 21 ноября-2 декабря 1921 г. в Сремских Карловцах (Королевство сербов, хорватов и словенцев) избран председателем образованного там Высшего Церковного Управления за границей. Добился принятия собором Обращения о восстановлении законной династии Романовых.
После упразднения в 1922 г. св. Патриархом Тихоном ВЦУЗ Митрополит Антоний возглавил Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. В 1922 г. намеревался вновь удалиться на Афон, но Кинот Святой Горы отменил свое первоначальное разрешение.
9 сентября 1927 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение о разрыве с заместителем Патриаршего Местоблюстителя Митрополитом Сергием (Страгородским) ввиду издания им Декларации и предъявленного им требования о лояльности по отношению к советской власти.
До 1929 г. Митрополит Антоний занимал двойственную позицию в династическом вопросе, сохраняя добрые отношения с законным главой династии Императором Кириллом Владимировичем, но в общественно-политической сфере будучи ближе к кругам Великого Князя Николая Николаевича. После смерти последнего написал Императору в изгнании Кириллу Владимировичу верноподданническое письмо, а 13 сентября 1929 г. обратился с публичным воззванием о необходимости «предаться во имя Отца и Сына и Святаго Духа законному Царю нашему Кириллу Владимировичу и законному Наследнику Его Владимиру Кирилловичу». С этого времени до кончины занимал строго легитимистскую позицию.
Член Государева совещания при Императоре Кирилле I. В 1929 г. вместе с Архиепископом Феофаном бывш. Курским и Обоянским посетил Государя Кирилла Владимировича в Сен-Бриаке, привозил Курскую-Коренную чудотворную икону Божией Матери и подписал с Его Величеством совместный акт о объявлении дня цареубийства 4/17 июля "Днем всеобщей скорби русских людей". Тем самым было положено начало официального почитания ссв. Царственных Мучеников.
В 1931 г. по решению Архиерейского Синода Митрополит Антоний получил титул Блаженнейшего.
Скончался 28 июля/10 августа 1936 в Белграде.
***
1929-04-14 Из статьи председателя Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей Митрополита Антония (Храповицкого), посвященной 25-летию чудесного спасения Императора в изгнании Кирилла Владимировича во время гибели эскадренного броненосца «Петропавловск», происшедшего 31 марта/13 апреля 1904, в день памяти одного из главных небесных покровителей Дома Романовых – священномученика Ипатия Гангрского. Типографская печать. Белград, 1/14 апреля 1929
(…) Теперь одумались, поняли, что оставаться без веры, без Церкви Христовой и без Царя нам невозможно: необходимо возвратиться и возвратить народ к благочестию и порядку, какой был при наших Царях, а выдумывать новый беспорядок и своеволие это значит повторять бесчисленные бунты и конечное разделение на радость внешних врагов наших и врагов нашего спасения, т[о] е[сть] – диаволов.
Однако это дело мудренее, чем то, которое исполнили наши предки 316 лет тому назад, избравшие Царя из Царской родни и целовавшие Ему крест. Труднее это дело теперь потому, что наши предки были люди благочестивые и единодушно желавшие блага для Святой Руси, а теперь совсем не то; впрочем, в другом смысле предстоящее дело воцарения законного Царя легче теперь, чем тогда и вот в каком именно смысле: - тогда не трудно было даже искренним людям убедиться и убедить друг друга в том, кто был законный Царь. Это решено было авторитетом Святейшего Патриарха Ермогена; ныне же законный, бесспорно законный Царь Кирилл Владимирович перед глазами всех.
В настоящие дни исполняется двадцать пять лет со времени Его чудесного спасения в водах Тихого Океана во время русско-японской войны. Подобное же спасение Государя Александра III, Его Супруги и Наследника Николая Александровича 17 октября 1888 года ежегодно ознаменовывалось торжественными служениями литургий и благодарственных молебнов по всем храмам на Руси, не только при жизни того Государя, но и по кончине Его, когда оставались в живых Государыня и Наследник, сделавшийся по воле Божией Императором в 1894 году.
Пора, давно пора и нам начать благодарить Бога за сохранение жизни нашего наследственного Царя в страшные дни марта 1904 года - даже те, кто смущается Его признать Царем без торжественного провозглашения, не могут не признать Его единственным законным Наследником Престола и должны наравне с первыми благодарить Бога за чудесное сохранение Его жизни из глубоких вод океана. Такое первое благодарение состоится в нашей Белградской церкви в ближайшее воскресение после литургии (1/14 апреля), но хорошо, если и прочие русские церкви в Королевстве усвоят себе такой обычай.
Пусть замолкнут уста безумцев, находящих в подобных увещаниях какую-то «политику». Именно полное отсутствие политики, полный отказ от всякой политики заключается в отрицании и февральской и октябрьской революций 1917 года, причем после их отрицания останется у нас прежняя самодержавная Царская Россия, объединенная Православным Самодержцем, как носителем той единой признаваемой народом власти, которой с доверием и любовью подчинялись все сто одиннадцать племен, населявших наше Отечество и молящихся, всякое племя по своему, о возвращении прежних времен справедливости и милосердия.
Царский Вестник, 1929, 1/14 апр. 1929 г. № 35