Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте
06 августа 2024

2024-08-09 200 лет со дня рождения Императрицы Марии Александровны

9 августа (27 июля по юлианскому календарю; в Европе отмечается 8 августа по григорианскому календарю), в праздник св. великомученика и целителя Пантелеимона, исполнилось 200 лет со дня рождения Императрицы Марии Александровны, супруги Императора Александра II Освободителя, урожденной Принцессы Гессен-Дармштадтской.

Императрица Мария Александровна (урожд. Е.В.Г.В. Принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария Гессен-Дармштадтская) (Дармштадт, 27 июля/(8)9 августа 1824 – Санкт-Петербург, 22 мая/(3)4 июня 1880).

 

Дочь Великого Герцога Людвига II Гессен-Дармштадтского  и Великой Герцогини Вильгельмины (урожд. Принцессы Баденской). Супруга Императора Александра II Освободителя. Брак заключен 16/29  апреля 1841 г.

 

Дети: Великая Княжна Александра, Цесаревич и Великий Князь Николай, Император Александр III Миротворец, Великий Князь Владимир, Великий Князь Алексей, муч. Великий Князь Сергий, св. муч. Великий Князь Павел.

 

Императрица Мария Александровна усердно трудилась на ниве благотворительности и патриотического воспитания. Покровительствовала развитию медицины и фармацевтики. Основательница русского Красного Креста.

 

Скончалась в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни. Погребена в Родовой Усыпальнице Династии Романовых – Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

 

***

 

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, рабе Твоей Благоверной Государыне Императрице Марии Александровне, и сотвори ей вечную память.

 

***

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Слово на день Рождения Ее Императорского Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны

 

Ты, Господи, от небытие в бытие нас привел еси (Молитва на Литургии пред освящением Святых Даров).

 

Нынешний день отечественная Церковь  наша благодарно воспоминает и празднует рождение Благочестивейшей Государыни нашей Императрицы Марии Александровны и молит Господа, да дарует ей многие лета во здравии и непременяемом благополучии.

 

Дар жизни, возлюбленные братия, беспредельно велик для всякого и частного человека, как дар жизни разумной, свободной, которой обещано бессмертие, как дар, с которым сопряжено бесчисленное множество сладостных даров Творца в продолжение всей жизни человека, и особенно человека христианина.

 

Но дар жизни Государыни, Матери Русского народа, облегчающей тяжкое бремя правление своего державного Государя, дар, говорю, жизни, драгоценный для нее, драгоценен и для всего народа, потому что ее жизнь принесла и приносит многие блага всему народу.

 

А потому было бы большой с нашей стороны неблагодарностью перед Богом и перед священной особой Государыни не торжествовать этот день благодарственными песнями и славословиями Господу, проистекающими от признательных и благодарных сердец великого русского народа.

 

Впрочем, дар бытия, дар жизни столь велик, что кроме благодарности и хвалы Господу – этой словесной жертвы Богу со стороны словесного существа – человека, требует большей, высшей жертвы – жертвы благих дел, без которых хвала и благодарение наше Богу неприятны: ибо не красна похвала во устах грешника по слову премудрого.

 

Человек создан именно на дела благие, т.е. на дела святости, верности, правды, любви и милосердия, на дела самоотвержение и мужества, воздержания, многостороннего и разнообразного учения, для служение многообразным нуждам Церкви и отечества. Человек создан не для себя одного, а для служения обществу, как и общество, в свой очередь, служит ему. Всякий из нас есть член с одной стороны церкви или благодатного царства Божия на земле, члены коего должны преуспевать непрестанно в вере, правде и благочестии; с другой стороны – член гражданского общества или великого политического тела, называемого государством.

 

Тому и другому обществу, церковному и гражданскому, каждый из нас обязан верно служить и во всем повиноваться его властям в пределах правды и закона; общественное благо предпочитать своему частному, и в случае нужды, не щадить для него своего здоровья, сил, спокойствия, имущества, даже самой жизни.

 

Мы, сильные, – пишет святой апостол Павел, – должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать, ибо и Христос не Себе угождал (Рим. 15:1-3).

 

В другом месте, рассуждая о множестве верующих, как о едином теле Христовом, он говорит: как одно тело, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело; так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом. Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном (в нем) большее попечение, дабы не было разделение в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член с ним радуются все члены. И вы Тело Христово, а порознь члены (1 Кор. 12:12-27).

 

Такое употребление дара жизни на пользу других согласно с волей Божией есть лучшая жертва Богу за дар жизни, лучшая благодарность Ему, являемая не на словах только, а на самом деле.

 

И кто не знает из сынов России, что Благочестивейшая Государыня наша именно так и употребляет данный ей от Господа величайший дар жизни, т.е. на дела благотворительности своему народу.

 

Не говорим о том, что она есть Мать, Покровительница многих в России благотворительных и женских воспитательных учреждений; обратим внимание на ее высокие подвиги в прошлую войну за освобождение славян от невыносимого турецкого ига.

 

Не пользуясь сама прочным здоровьем, она, как Покровительница общества попечение о раненых и больных воинах, принимала живейшее и непрекращающееся во все время войны участие в их печальном положении: сама многих из них, по представлении их в столицу, навещала, со многими матерински беседовала, сочувствуя их страданиям; принимала все зависевшие от нее меры к облегчению постигшего их бедствия.

 

Вот, дорогие братия, высокий пример Государыни для нас, как мы должны пользоваться даром жизни, во славу Божию, и как сносить немощи немощных, и не себе угождать.

 

Последуем этому примеру каждый в своей мере и возможности и вознесем ко Господу молебный глас, да дарует Он ей, на благо народу своему, здравие и спасение, и во всем благое поспешение, и многие лета в здешней жизни, а в будущей жизни, которая не измеряется часами, днями, месяцами, годами, а есть один бесконечный день, – блаженство нескончаемое. Аминь.

 

***

 

Слово в день памяти святого Великомученика и Целителя Пантелеимона и в день рождения Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны

 

Шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы (Мф.9:13).

 

Празднуя память святого великомученика и целителя Пантелеимона и день рождения Благочестивейшей Государыни, о чем приличнее и назидательнее предложить беседу с церковной кафедры, как не о милосердии, которым прославился при жизни своей святой Великомученик и которое чудесно являет он до ныне всем с верой и усердием к нему прибегающим.

 

 Слово о милосердии тем более ныне прилично, что эту христианскую добродетель мы видим как бы воплощенной в Государыне, этой истой матери русского народа.

 

Итак, краткое слово о милосердии. Какая добродетель более свойственна христианину и составляет преимущественную его обязанность? Милосердие. Сын Божий единородный, сшедший с небес на землю по неизреченному милосердию к погибающим грешникам, и изливший за них в крестных искупительных страданиях кровь Свою, Сам убеждает нас быть милосердыми друг к другу: будьте вы, – говорит, – милосердны, как Отец ваш небесный милосерд есть (Лк.6:36). 

 

Идите научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Вы знаете, что вся жизнь Иисуса Христа была непрерывным сцеплением величайших благодеяний страждущему человечеству: Он исцелял всякие болезни, изгонял из людей злых духов, подавал зрение слепым, слух – глухим, язык – немым, хождение – хромым, прямое положение сгорбленным. Он воскрешал мертвых и неутешно плачущим по них подавал радость неизъяснимую. Он ежедневно поучал народ, просвещая его умы и сердца спасительными истинами. Он врачевал души удрученных грехами грешников и прощал грехи. Он взывал ко всем грешникам: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас (Мф. 11:28). 

 

И Своим ученикам и апостолам Он даровал благодать совершать такие же дела милосердия: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром и давайте (Мф. 10:8).  И все эти дела они совершали воочию множества свидетелей. После Апостолов этот же дар получили и многие верующие в Господа Иисуса Христа во исполнение Его обещания: уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк.16:17-18). Или: верующий в Меня сотворит дела, которые Я творю, и больше их сотворит (Ин. 14:12). Так святые совершали множество чудесных дел милосердия.

 

Празднуемый ныне святой Великомученик, безмездный целитель Пантелеимон, с детства наставленный матерью в христианской вере, а по смерти ее – отцом язычником, в отрочестве обращенный в языческую веру и бывший учеником известного в свое время придворного врача Евфросина, который нередко водил его в царский дворец, – стал олицетворенным милосердием с того времени, как принял святое крещение; таковым он остался и доныне.

 

Первое дело милосердия его было чудесное воскрешение ребенка, ужаленного ядовитой ехидной и лежавшего мертвым. Святой Пантелеимон воскресил его молитвой. Это чудо совершено им до своего крещения и ускорило его крещение, так как после этого чуда он всею душой уверовал в Господа.

 

Вскоре святой Пантелеимон сделался известным врачом, и многие обращались к нему за помощью. Однажды привели к нему слепого, которого он исцелил прикосновением руки и словами: во имя Господа моего Иисуса Христа прозри: в ту же минуту глаза слепца отверзлись, и он стал видеть. Это чудо обратило к вере Христовой отца Пантелеимона – Евсторгия, прозревшего слепца и многих других, удивленных этим знамением силы и благодати Божией.

 

Святой Пантелеимон ежедневно посещал заключенных, больных, несчастных и помогал им.Господь дал ему силу целить всякий недуг именем Своим; больные стекались к нему во множестве, и весь народ славил искусного и безвозмездного врача Пантелеимона.

 

Но вы скажете: это – чудесные дела милосердия, а нам не дано власти творить чудес. Отвечаю: и не надо нам чудес; дар чудес дается по особенным обстоятельствам и немногим избранникам. Но быть добрыми, сострадательными, милостивыми, терпеливыми, незлопамятными, не мстительными, искренно любящими, – состоит в нашей власти и возможности. А искренняя любовь и прямо добрые дела – важнее чудес, и нередко приятнее Богу многих чудес: потому что цель и конец, исполнение всего закона есть любовь, и кто любит ближнего как себя, тот исполнил весь закон, тот сам есть истинное чудо.

 

Долг и необходимость милосердия явны для каждого из нас и из того, что различных бедствий на земле, пораженной проклятием Божиим за грехи человека, и порождаемых страстями человеческими, крайне много, и мы, как сочлены, самой природой своею, врожденной чувствительностью влечемся к состраданию страждущим братьям своим. И кто не знает, как много облегчает человеческие бедствие братское, христианское сочувствие к бедствующим?

 

Возьмем в пример прошедшую войну. Она была тяжела и кровопролитна. Припомним эти гигантские переходы наших воинов через цепь Балканских гор в зимнюю пору, в сильные морозы, и это множество обморозившихся, вспомним это многое множество раненых в кровопролитных сражениях: кто облегчал страдание этих героев, этих друзей человечества? Не христианское ли милосердие, и в особенности не материнское ли милосердие Государыни, Августейшей Покровительницы общества попечения о больных и раненых воинах, не братское ли сочувствие россиян и их материальные жертвы? И какая трогательная любовь, какие заботы, самоотверженные заботы Матери Царицы, затем – заботы просвещенных великодушных русских врачей и сестер милосердие окружали наших больных и раненых воинов?

 

Вечная благодарность Царице-Матери русских воинов, не перестававшей во все время войны одушевлять своим высоким попечением общество, посвятившее себя этому делу человеколюбия! вечная благодарность благородным и великодушным врачам и сестрам милосердие и всем русским и нерусским, проявившим так или иначе свое сочувствие страдальцам воинам!

 

Или возьмем в пример другое страшное бедствие – пожары. У нас горят города и села. Разорение ужасное: люди остаются без крова и без хлеба. Что было бы с этими несчастными, если бы не поспешило к ним на помощь христианское милосердие; если бы братская любовь не несла свои посильные приношения деньгами или другим чем в пользу погорельцев? Они должны были бы умереть от голода и холода. Но христианское милосердие не допускает их до этого. Все города спешат с посильной помощью к пострадавшему городу или селу. И во главе всех приносят свой жертву в пользу бедствующих Царь и за ним Царица. И вот горячие чувства благодарности несутся к небесам: – бедствие облегчено; слезы осушены; голодные напитаны; нагие одеты; бескровным дан приют. Какое утешительное зрелище милосердия! Кто не станет ему сочувствовать? Кого не возбудит, кого не поощрит оно к подобным делам? Добрые примеры влекут к подражанию многих.

 

Наконец, побуждением к милосердию ближним служат наши собственные немощи, болезни, напасти, скорби, несчастие и желание, столь нам сродное, чтобы ближние наши не были к нам бесчувственно холодны во время наших бед и напастей, а относились к нам с сочувствием. Если мы сами будем сочувствовать и помогать людям в их несчастных обстоятельствах, то, по закону Божеского и человеческого возмездия, и люди будут нам сочувствовать и помогать в нашем горе, при нашей болезни, в нашей напасти, в скорби, гонении. Какою мерою мерите, такою отмерится и вам, – говорит Господь. – Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними, – говорит Он же (Лк. 6:38 и 31).

 

Заключу слово апостольским изречением: доколе имеем время, будем делать добро всем, особенно же своим по вере (Гал.6:10). Господи, сохрани Царя и Царицу-Матерь русского народа для блага и счастье его на многие лета! Аминь.

Please publish modules in offcanvas position.