Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте
05 августа 2023

2023-08-06 240-летие подписания Георгиевского трактата (1783)

6 августа (24 июля по юлианскому календарю) – в праздник св. Благоверных Князей-Страстотерпцев Бориса и Глеба подписан Георгиевский трактат - договор о признании Царем Карталинским и Кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти Российской Империи (1783).

***

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, рабом Твоим Благочестивейшей Благоверной Государыне Императрице Екатерине Алексиевне, Благоверному Государю Царю Ираклию Теймуразовичу, Благоверному Государю Князю Иоанну Константиновичу, болярину Павлу, болярину Гарсевану и сотвори им вечную память.

 

***

 

Текст Георгиевского трактата:

https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=9232#n=18

 

 

 

В современной орфографии:

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/georgia.htm

 

 

***

 

Дом Романовых и Дом Багратионов

 

Грузинский Царский Дом Багратионов, с которым Российский Императорский Дом Романовых породнился в ХХ веке, по благочестивому церковному преданию, происходит от святого библейского Царя Давида Псалмопевца, то есть по человечеству состоит в родстве с Господом Иисусом Христом.

 

В 150 году до Р.Х. Царь Парфии Валарзий даровал потомку св. Давида Псалмопевца Баграту право возлагать корону на Царей древней Армении.

 

 

В 298 году по Р.Х. наследник Баграта Царь Тиридат принял Христианство и стал его ревностным распространителем. Грузинская ветвь Династии начинается с Царя Баграта, прибывшего в Грузию в 575 году.

 

Линия Мухранского Владетельного Дома Багратидов выделилась в 1469 году.

 

Тесные связи Царского Дома Грузии с Россией установились еще в 1564 году, когда Царь Кахетинский Леон обратился за покровительством к Царю Иоанну IV Грозному. Окончательно этот процесс завершился при Императрице Екатерине II Великой в 1783 году заключением «на вечные времена» Георгиевского трактата, по условиям которого Грузинское Царство, не лишаясь автономии и своей древней государственности, переходило под верховную юрисдикцию Императоров Всероссийских. В 1801 году, при Императоре Александре I Благословенном, после смерти грузинского Царя Георгия XII самостоятельная монархия в Грузии была упразднена, и династия Багратионов лишилась престола и политической власти.


Члены Грузинского Царского Дома не считали это справедливым. Но, несмотря ни на что, за редчайшим исключением, представители всех его династических линий были преданы России и доказали это своей верной и нелицемерной службой на военном и гражданском поприщах.


Династическая ситуация в Доме Багратионов, ввиду отсутствия Закона о престолонаследии, была и по сей день остается более усложненной, чем в тех Императорских и Королевских Домах, где Закон о престолонаследии существует. Хотя Георгиевский трактат 1783 г. был заключен с фактически царствовавшим тогда представителем младшей Кахетинской линии Дома Багратионов Ираклием II, в строго династическом смысле вплоть до конца XIX века старшей династической линией Грузинского Царского Дома была линия Царя Вахтанга VI (1675-1737), свергнутого персами с престола и бежавшего в Россию (скончался в Астрахани). Именно персы возвели на престол Картли младшую Кахетинскую ветвь, из которой происходили Цари Ираклий II и Георгий XII (последним мужским потомком этой линии является Князь Нугзар Петрович Багратион-Грузинский; на нем эта линия в мужском поколении пресечется, так как у него нет мужского потомства).


Старшая же прямая линия Царя Вахтанга VI пресеклась в конце XIX века. После этого старшинство в Грузинском Царском Доме Багратионов перешло в линию Владетельных Князей Багратион-Мухранских.


Еще в начале ХХ века в высших кругах Российской Империи ощущалась потребность урегулировать вопрос о правовом статусе Дома Багратидов. Пути его решения обсуждались в связи с браком Княжны Императорской Крови Татианы Константиновны с Князем Багратион-Мухранским Константином Александровичем. Великий Князь Константин Константинович, отец Княжны Татианы, в своем дневнике за 30 ноября 1910 г. отметил, что Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна говорили, что "не посмотрели бы на брак ее с Багратионом как на морганатический, ввиду того, что он, подобно Орлеанам, потомок когда-то царствовавшей Династии" (Из дневников Великого Князя Константина Константиновича. Публ. Э.И. Матониной // Москва, 1994, февраль). Однако никакого специального Высочайшего акта на сей счет до революции 1917 года так и не последовало. Княжна Татиана Константиновна, выходя в 1911 году замуж за Князя Константина Багратион-Мухранского, отреклась от своих потенциальных прав на престолонаследие, как это делали некоторые Члены Российского Императорского Дома женского пола, вступавшие в равнородные браки с иностранными царственными и владетельными особами (например, Великая Княгиня Ольга Николаевна Королева Вюртембергская). Но сам по себе этот акт еще ни о чем не говорил, так как подобные отречения подписывали и некоторые Высочайшие особы, вступавшие в морганатические браки (например, Княжна Императорской Крови Ирина Александровна княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон).


В таком юридически «подвешенном» состоянии Багратион-Мухранские встретили 1917 год. Дед будущей Великой Княгини Леониды Князь Александр Ираклиевич Багратион-Мухранский (де-юре Царь Грузии) в 1918 году был казнен большевиками в Пятигорске в числе заложников.


В 1921 году, после свержения грузинскими большевиками правительства меньшевика Ноя Жордании, семья Князей Багратион-Мухранских в первый раз выехала на жительство за границу. В 1923 году тоска по Родине привела ее обратно в Тифлис. Вначале Царской Семье даже вернули родовой дом, но очень скоро начались притеснения и аресты. Выехать вторично из СССР в 1931 году Багратион-Мухранским помогло заступничество М. Горького, которому они до революции покровительствовали, с которым встречались в Германии во время своей первой эмиграции.


В 1934 году в Ницце Княжна Леонида Георгиевна вступила в первый брак с потомком шотландского дворянского рода американским подданным Самнером Муром Керби. В 1937 году этот брак распался. Никакого ущерба династическому статусу Леониды Георгиевны этот брак и развод не причинили; она была и осталась членом своей династии.


С началом Второй Мировой Войны друзья помогли Княгине Леониде Георгиевне перебраться из оккупированной Франции в Испанию. После войны туда же к своей тете Инфанте Беатрисе приехал и ее будущий супруг - Глава Российского Императорского Дома Государь Великий Князь Владимир Кириллович.

Примерно за год до их первой встречи произошло событие, положившее конец возникшей в 1801 году тягостной правовой неопределенности международного династического статуса Дома Багратионов. В 1946 году к Государю Владимиру Кирилловичу обратился Член Испанского Королевского Дома Инфант Фернандо Принц Баварский в связи с подготовкой свадьбы его дочери Инфанты Мерседес и брата Леониды Георгиевны Князя Ираклия Багратион-Мухранского. Инфант Фернандо хотел иметь подтверждение, можно ли считать этот брак равнородным, и направил запрос Главе Императорского Дома России, в состав которой входило Грузинское Царство. В ответ Государь Владимир Кириллович, изучив вопрос и посоветовавшись с юристами и историками, восстановил нарушенную в угоду временным и преходящим политическим соображениям историческую правду. Своим Актом от 5 декабря 1946 года он признал царственное достоинство Дома Багратионов:

«Его Королевское Высочество Инфант Дон Фернандо, Принц Баварский, запросил Меня, перед вступлением его дочери Инфанты Мерседес во брак с Князем Ираклием Георгиевичем Багратионом-Мухранским, могу ли Я, принимая во внимание факт независимости Грузии с 1918 по 1921 г., как и настоящее положение ее Царской Семьи, считать предполагаемый брак равнородным.

«Переданный через посредство испанского посланника в Берне - графа де Байлена Мой ответ Инфанту был положительный, ибо, после продолжительного и тщательного изучения истории Грузии и грузинского вопроса, и испросив совета Моего дяди, Е[го] И[мператорского] Выс[очества] Великого Князя Андрея Владимировича, брата Моего покойного Родителя, моих советников, и после письменного сношения с профессором-историком М. Мускелишвили Я считаю справедливым и полезным признать царское достоинство старшей ветви Семьи Багратионов, как и право ее членов именоваться Князьями Грузинскими и титуловаться Царскими Высочествами. Главой этой семьи является ныне здравствующий Князь Георгий Александрович.

«Если Господь Всемогущий, по милосердию Своему, допустит возрождение Нашей великой Империи, почитаю за благо восстановление употребления грузинского языка, как во внутренней администрации Грузии, так и в её учебных заведениях. Русский же язык должен быть обязательным для общих сношений в пределах Империи.


«Я решил составить настоящий акт для блага Российской Империи и сохранения ее целости в будущем, и счел полезным скрепить его Моей собственноручной подписью, дабы удовлетворить справедливые национальные чувства грузинского народа, и в надежде, таким образом, избежать в будущем возможного захвата его отечества военной силой, в случае его самовольного отделения от Российской Империи».


Акт 1946 года является документом не только династического, но и международного права. Не исключена ситуация, когда на его основании может быть определено, какое лицо имеет право на возглавление того или иного европейского монархического государства.

Спустя некоторое время Великий Князь Владимир Кириллович познакомился с Княгиней Леонидой Георгиевной. Сильное и глубокое чувство навсегда связало любящие сердца. Они обвенчались 31 июля/13 августа 1948 года в Лозанне (Швейцария) в греческой церкви Св. Герасима, поскольку православных храмов в Испании еще не существовало. В дальнейшем Августейшая Чета проживала в Испании и во Франции, где у Великого Князя был доставшийся от родителей дом в бретонском г. Сен-Бриак.


От этого брака 23 декабря 1953 г. родилась дочь - Великая Княжна Мария Владимировна, ныне здравствующая Глава Российского Императорского Дома.

 

Please publish modules in offcanvas position.