Ответы Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы газеты «Российские Вести»
Ваше Императорское Высочество, процесс правовой реабилитации императора Николая II и членов его семьи продолжался много лет. Все решения судебных властей были однозначно отрицательными – убийство царской семьи расценивалось на уровне уголовного преступления… Не больше и не меньше… Стало ли для Вас неожиданным положительное решение дела Верховным судом РФ?
Я всегда верила, что законность и справедливость восторжествуют. И что это произойдет именно в России. Но решение Президиума Верховного Суда, в некотором роде, действительно было для меня неожиданным. Я обратилась с заявлением об отмене прежнего незаконного решения и об отправлении дела на новое рассмотрение. То, что 1 октября 2008 года произойдет реабилитация моих родных, я не предполагала. Но в данном случае мы имеем дело, слава Богу, с приятной неожиданностью.
Как Вы расценивает вердикт Верховного суда: только как констатацию некой исторической реалии или как восстановление исторической справедливости, возрождение духовных начал в российской государственности?
И то, и другое. Государство не может быть сильным без соблюдения законности. Общество разрушается, если в нем теряются духовные и нравственные ориентиры. Мы, может быть, не до конца осознаем, а ведь свершилось великое дело – современное Российское государство с момента признания Святых Царственных Страстотерпцев жертвами политических репрессий, подлежащими восстановлению в правах, больше не несет груза кровавой ответственности за цареубийство 17 июля 1918 года! Поэтому я утверждаю, что это не моя победа над кем бы то ни было, а общая победа моей Родины.
Означает ли решение Верховного суда возможности реституции утраченного имущества Дому Романовых, а также потомками русских эмигрантов первой волны?
Я, точно также, как мои отец и дед, всегда была против реституции в принципе, так как она повлекла бы угрозу гражданскому миру в России. Тем более, я никогда не увязывала имущественные или денежные вопросы с реабилитацией Царской Семьи. Если бы я хотела чего-то получить, я могла бы пытаться сделать это через международные судебные инстанции вне всякой связи с реабилитацией. Но мы ничего не просим и не требуем для себя. С 1991 года мы активно участвуем в жизни России, бываем на Родине несколько раз в год, и ни разу с нашей стороны не прозвучало никаких претензий. Когда государство осуществит то, что уже произошло в подавляющем большинстве стран, и примет решение об окончательном нашем возвращении в Россию в качестве исторической институции, власть сама определит, в чем и в какой форме оказать нам содействие и какую-то минимальную помощь для развития нашей общественной и культурной деятельности.
Может быть, кто-то усматривает в Вашем возвращении некую попытку реставрации монархии и опасается?
Восстановление монархии, это один вопрос, а юридическое признание статуса исторической династии – совершенно другой. Еще ни в одной стране мира возвращение императорской или королевской династии никому не причинило вреда. Посмотрите на Болгарию, Румынию, Сербию, Венгрию, Албанию… Везде династии вернулись, государственная власть в той или иной форме определила свое правовое отношение к ним. И нигде это не поколебало существующего конституционного строя, а лишь способствовало повышению авторитета страны. Что касается восстановления монархии, то решение об этом может принять только народ. Мы верим в монархический идеал и считаем, что легитимная монархия наибольшим образом подходит для России. Но мы никогда не согласились бы на реставрацию вопреки воле народа. В любом случае, мы хотим служить своему Отечеству, а не добиваться каких-то выгод.
Интерес к прошлому Российской империи не мог не затронуть очень актуального сегодня вопроса о межнациональных отношениях ныне независимых государств, некогда составлявших единое целое. Хотелось бы знать Ваше мнение о событиях на Кавказе, как могло получиться, что Грузия, некогда добровольная ставшая частью России, сегодня оказалась военным противником? Какова Ваша оценка признания суверенитета Южной Осетии и Абхазии?
Вы затронули чрезвычайно трагическую и болезненную тему. Нынешнее противостояние между Россией и Грузией противоречит интересам и русских, и грузин. Оно стало результатом безответственных действий политиков, выполняющих чужую волю и превращающих свою территорию в полигон для испытания на своих мирных гражданах иностранного оружия.
Императорский дом никогда не участвовал в расчленении страны и братоубийственной гражданской войне. Мы везде чувствуем себя на Родине – не только в Российской Федерации, гражданами которой мы являемся, но и в других странах, появившихся на нашем историческом пространстве после декабря 1991 года. Я верю, что рано или поздно, единство всех народов Российской империи будет восстановлено. Это не будет восстановлением империи в том виде, в каком она существовала на 1917 год, и, конечно же, не будет восстановлением СССР. Но на новом этапе исторического развития можно найти такую форму Содружества, которая будет соответствовать ныне существующим реалиям, и в тоже время, опираться на традицию, на многовековой опыт наших предков, сообща создавших величайшее в мире государство. Что касается признания Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии, то это вопрос многогранный. Конечно, Россия просто не имеет права оставлять на произвол судьбы народы Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, многочисленных людей всех национальностей в некоторых других странах, которые в момент распада СССР, не покидая своей малой Родины, вдруг оказались нежелательными иностранцами. Все эти люди верят России и ждут от нее покровительства. Я твердо убеждена в том, что это является одной из важных исторических миссий Российской Федерации, и, в тоже время, очень надеюсь, что упомянутый Вами акт не будет служить углублению конфронтации, и не окажется в будущем использованным, как прецедент, нашими геополитическими противниками против территориальной целостности самой современной России. В таких делах нужно проявлять и волю, и максимальную деликатность, ни в коем случае не допуская двойных стандартов ни по отношению к себе, ни к тем людям, которые ждут от России помощи и защиты.
(полностью опубликовано: Великая Княгиня Мария Владимировна: Современное Российское государство больше не несет груза ответственности за цареубийство. Беседовал А. Толстикович // Российские вести, 2008, 15-21 октября, № 36 (1932))