Интервью Цесаревича Комсомольской правде
Ответы Е.И.В. Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Михайловича на вопросы газеты «Комсомольская Правда», Мадрид, 3 октября 2006 года
(полный текст)
1. Ваше Императорское Высочество, как Вы лично относитесь к своим титулам - Цесаревича и Великого Князя, Государя-Наследника?
Титулы являются неотъемлемой частью нашей великой истории, нашей традиции. Но они имеют смысл только тогда, когда их носители стремятся соответствовать своему предназначению. Иначе титул постепенно может превратиться в бутафорию. На свой титул и определяемый им статус я смотрю прежде всего как на долг служить России, храня лучшее из нашего прошлого и стремясь быть полезным в настоящем и будущем.
2. Чем конкретно Вы занимались в Евросоюзе, почему оставили эту работу и чем хотели бы заниматься теперь? Какая работа в России Вас бы могла устроить?
Я работал в Европарламенте, потом перешел на должность помощника вице-президента Еврокомиссии и комиссара по транспорту и энергетике госпожи Лойолы де Паласио в Брюсселе, а затем в Люксембурге в Европейской комиссии занимался проблемами атомной энергетики и безопасности ядерного производства. Это дало мне возможность ознакомиться с деятельностью европейских структур, с направлениями политики и экономики, которые будут определять дальнейшее развитие Европы. Думаю, что получил об этом достаточное представление. Сейчас собираюсь изучить работу частного предприятия. Уверен, что приобретенные знания и опыт я смогу использовать для России, когда мы вернемся на постоянное жительство.
3. На каких условиях Вы могли бы переехать на историческую Родину на постоянное жительство?
Никаких особых условий мы не ставим. Единственное, на что надеемся, это что наше современное государство определит свое отношение к Императорскому Дому как к исторической институции. Практически во всех странах, в том числе бывших коммунистических, это уже произошло. Для царствовавших Династий создали минимальные условия для их возвращения и скромного, но все же достойного проживания на Родине. И это нисколько не поколебало конституционных устоев этих государств. Напротив, Главы и Члены Королевских Семей активно включились в деятельность по возрождению основ государства и общества. Уверен, что Россия не станет исключением из этой общемировой тенденции.
4. На что (на какое имущество) претендует в России Дом Романовых?
Мы ничего не требуем, и даже не просим. После революции все имущество Императорского Дома, даже движимое, было экспроприировано, или, говоря по-русски, подвергнуто грабежу. Но еще мой прадед император Кирилл I говорил в 1920-х гг., что даже в случае восстановления монархии реституции не будет. Той же позиции придерживался мой дед Великий Князь Владимир Кириллович и придерживается моя мать – нынешняя Глава Династии Великая Княгиня Мария Владимировна. Другое дело, было бы справедливо, чтобы само государство приняло решение о самой небольшой помощи нам в возвращении на Родину, которая оказалась бы совсем необременительной и не нарушила бы ничьих прав и интересов. Международный опыт показывает, что эффект от возвращения Династий, в том числе экономический эффект, намного превышает любые затраты, связанные с созданием условий для жизни и деятельности Королевских Домов в их странах.
5. Как лично Вы относитесь к идее восстановления монархии в России? Какое, на Ваш взгляд, конституционное место монархия могла бы занять в структуре российской власти?
Убежден, что монархия – это наиболее подходящий государственный строй для России – огромной многонациональной страны, которая образовалась как монархия и оставалась монархией свыше тысячи лет. Менее чем столетний период республики принес нашему Отечеству Гражданскую войну, террор и геноцид, развал экономики и территориальный распад. Но нельзя уподобляться революционерам и навязывать свои идеалы людям силой. Мы никогда не согласимся на восстановление монархии вопреки воле народа. Я верю, что наши соотечественники поймут ложь антимонархической пропаганды и увидят, что монархия – это вполне современный строй, который не только не противоречит демократии, свободе и благосостоянию, но напротив, является гарантом этих ценностей. Главная функция монарха – арбитраж. Легитимный монарх не обязан своей властью никому, поэтому способен стоять над партиями и любыми другими частными интересами, защищая интересы нации в целом. Наследственный монарх ощущает ответственность перед предками и стремится оставить страну потомкам в самом лучшем состоянии. Монархия не может «занять место в структуре»- она может принести принципы, которые усовершенствуют структуру государства и прочно соединят настоящее с прошлым и будущим.
6. Зачем Дом Романовых предлагает реабилитировать императора Николая II?
Реабилитация – это не амнистия, не прощение, а восстановление справедливости. Это признание того факта, что в отношении человека государством совершено преступление. Император-Мученик Николай II, его семья и верные служители стали жертвами политических репрессий. Их заключили под стражу, издевались над ними, лишили их не только политических, но и гражданских прав, а потом расстреляли по приговору Уральского совета. Этот приговор был признан правильным высшим органом советского государства – Всероссийским центральным исполнительным комитетом и до сих пор юридически не отменен. Мы не согласны с таким положением дел. Мы граждане российского государства, и наша совесть не может смириться с тем, что наши родные, которые к тому же почитаются нами и миллионами православных верующих святыми, продолжают с правовой точки зрения оставаться для государства «коронованными разбойниками и палачами», преступниками, достойными смерти. До тех пор, пока расстрелянная Царская Семья не реабилитирована, у нас нет гарантии того, что этот ужас больше никогда не повторится – не только для нас, но и для каждого из граждан России. А когда реабилитация произойдет, наибольшую пользу это принесет российскому государству, будет служить национальной самоидентификации внутри страны и повышению международного авторитета России.
7. В некоторых европейских странах - Болгарии, Румынии, Сербии, Албании - наследники престола входят в государственные структуры. А Вы лично могли бы работать в наших госструктурах? Если да, то чем могли бы заняться?
До революции существовала традиция, согласно которой наследника престола постепенно вводили в курс государственных дел, давая ему все более ответственные поручения и назначая на те или иные должности. В условиях изгнания свою судьбу нужно строить самому. В Оксфорде я получил знания в области юриспруденции и экономики, закрепил эти знания, работая в европейских структурах. Думаю, что смог бы работать и в государственных учреждениях России. Меня интересуют, например, экологические проблемы – острейшая боль современного мира. Но можно найти и еще целый ряд областей, где я мог бы работать. Хотелось бы узнать лучше военное дело. За границей это невозможно, так как я не могу служить в иностранной армии. Надеюсь, настанет время, когда я смогу получить и военное образование.
8. В чем состоят Ваши обязанности как государя-наследника?
Во всем помогать моей августейшей матери – Главе Императорского Дома Великой Княгине Марии Владимировне, и готовиться к тому, что когда-то и мне придется продолжать дело многих поколений наших предков.
9. Часто ли Вы бываете в России? Есть ли у Вас друзья в нашей стране?
Был один период, когда мне не удавалось часто бывать на Родине из-за работы. Но в последние два года, слава Богу, ситуация изменилась к лучшему. Несколько раз я приезжал в Санкт-Петербург и Москву неофициально, в составе рабочих делегаций Еврокомиссии. Месяц назад состоялся мой первый официальный самостоятельный визит в Россию. Я приехал по поручению матери, чтобы от ее имени и от всего Императорского Дома поздравить Святейшего Патриарха Алексия II с 45-летним юбилеем его архиерейского служения. Святейший очень тепло меня принял, мы его очень любим и глубоко уважаем. Кроме церковных торжеств я побывал в Государственной Думе, встречался с первыми заместителями Председателя Думы Л. Слиской и О. Морозовым, с руководством нескольких думских комитетов. В России я везде чувствую себя как дома, отношение и обстановка вполне дружеские. Конечно, у меня в России есть верные друзья, на порядочность и моральную помощь которых я всегда могу рассчитывать.
10. Недавно наша газета сообщила, что «наследник русского престола не женат и ищет работу». Это на самом деле так?
О работе мы с Вами уже говорили. И я действительно не женат.
11. В окружении Вашей матери, Великой княгини Марии Владимировны, нам сказали, что Вам очень нравятся наши девушки. Это правда?
Русские девушки не могут не нравиться. И внешняя, и духовная красота русских девушек и женщин неоспорима.
12. Если бы с благословения Марии Владимировны и Патриарха Алексия II были изменены династические законы Российского Императорского Дома и Вам бы была предоставлена возможность жениться на девушке из простой семьи, Вы бы пошли на этот шаг?
Я не могу ставить задачу: непременно жениться на простой девушке, или обязательно – на непростой. Я женюсь на той девушке, которую буду любить и уважать, и которая будет любить и уважать меня. Если брачные ограничения, которыми в XIX веке дополнили Акт о престолонаследии Павла I, будут отменены, как это произошло в большинстве Королевских Домов, то расширится круг тех, с кем я могу заключить брак без ущерба для династических прав моего потомства. Но пока это вопрос чисто теоретический.
13. Наши читательницы интересуются: какой Вы представляете себе свою возлюбленную? Каким требованиям должна отвечать Ваша принцесса?
Моя будущая жена должна любить Россию, понимать меня и всегда быть рядом со мной в моем служении Родине, четко осознавать, что быть Великой Княгиней – это не красивая сказка, не наслаждение и удовольствие, а тяжелая и ответственная работа.
14. Чем Вы занимаетесь в свободное время? Ваши увлечения? Какая музыка Вам нравится? Читаете ли Вы книги и газеты на русском языке, смотрите ли российские фильмы? Ваши любимые блюда?
Я люблю путешествовать, танцевать, общаться с людьми разных взглядов и убеждений, узнавать их духовный мир. Музыку слушаю и классическую, и современную, в зависимости от настроения. Особенно люблю Моцарта. Из современной музыки слушаю рок: R.E.M., AC DC, Queen; heavy metal: Mega Deth, Metallica, Iron Maiden... Читаю русские книги и газеты, и фильмы, конечно, тоже смотрю. Из сравнительно недавно увиденных понравились фильмы «Брат»и «Брат 2». Люблю русскую и японскую кухню.
15. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям и читательницам?
Здоровья, любви, успехов, помощи Божией и веры в Россию.
(Опубликовано с некоторыми сокращениями: Гамов А. Интервью с Наследником царского престола Великим князем и цесаревичем Георгием Романовым // Комсомольская правда, 2006, 19-26 октября)