Ответы Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Михайловича на вопросы корреспондентов молодежных изданий
Ваше Императорское Высочество, какие самые яркие впечатления остались у Вас от нынешнего визита?
В этот раз мы ехали в Россию с особенной радостью. Произошло то, чего мы давно ожидали - канонизация Царской Семьи и целого сонма Новомучеников Российских. Царственные Мученики - чтимые нами святые, и в тоже время наши родственники, поэтому их всецерковное прославление особенно волнительно для нас. Огромное впечатление на меня произвел восстановленный Храм Христа Спасителя. Глубоко запечатлелся в душе и сердечный прием, оказанный нам Святейшим Патриархом Алексием II. К сожалению, вся радость была омрачена гибелью экипажа подводной лодки «Курск». Эта катастрофа потрясла нас. Мы до последней минуты молились о спасении русских моряков. Но на всё воля Божия. Наши подводники - настоящие герои, отдавшие свои жизни за Отечество, их имена навечно должны остаться в истории России.
Как Вы оцениваете действия властей в этой ситуации?
Я верю, что для спасения ребят было сделано всё возможное. Слышал, что некоторые упрекали Президента В. Путина в том, что он немедленно не поехал в Североморск. А что, собственно, он мог бы там сделать? Его присутствие только помешало бы действиям спасателей, которые в присутствии первого лица чисто психологически потеряли бы свободу действий. Не думаю, что из-за вопросов секретности моряков обрекли на мучительную смерть. Времена в России сейчас изменились. Что касается ошибок отдельных лиц, то они, конечно, могли быть допущены. Но последнее слово в этом должны сказать профессионалы, которым Президент поручил разобраться в причинах трагедии.
Предыдущий раз Вы были в Москве в 1998 году. Город изменился с тех пор?
Уже в прошлый раз я обратил внимание на то, как преобразилась Москва. Сейчас заметны новые улучшения. Я горжусь нашей столицей и надеюсь, что она вновь станет одним из красивейших городов мира.
Долгое время говорили о планах Вашего поступления в Нахимовское училище. Что помешало Вам и как Вы сами оцениваете эти проекты?
Честно говоря, в Нахимовское училище Меня «записали» Ваши коллеги журналисты. Когда Я еще учился в школе и только начал бывать на Родине, речь шла в принципе о получении Мною военного образования. Я не оставляю мысли о получении этого образования. Все Мои Предки с древних времен были военными, это традиция Нашей Семьи. Я всегда интересовался прошлым и настоящим Армии. Очень рад, когда представляется возможность бывать в воинских частях и на военных кораблях, встречаться с офицерами и солдатами. Получить военное образование Я могу только в России, так как служить в иностранной армии даже временно и символически не считаю для себя возможным. Надеюсь, в конце концов этот вопрос решится благополучно. Вообще Я считаю, что Армия дает очень много для опыта и жизненной подготовки, как бы ни складывалась судьба человека. Мне известно, что в Армии есть проблемы неуставных отношений, иногда там бессмысленно гибнут молодые одаренные ребята. Но из этого нельзя заключить, что в принципе служба в Армии - не почетная обязанность, а тяжелое и неприятное испытание. В Российской Империи армейское звание ценилось чрезвычайно высоко и так должно быть всегда. А тех, кто позорит честь Армии, она должна сама исторгать из своей среды.
Что Вас интересует в жизни современной российской молодежи и не мешает ли Ваш титул и Ваше положение общаться с ровесниками?
У некоторых людей, может быть, существует мнение, что Члены ИМПЕРАТОРСКОГО Дома способны думать только о своих правах и титулах. Если бы это было так, Наша жизнь была бы очень скучной. Но на самом деле Мы всегда воспринимали Наше положение в первую очередь как служение и долг, а совсем не как права и привилегии. Мой Прадед прошел морскую службу наравне со всеми, пройдя весь путь от мичмана до контр-адмирала, а Мой Дедушка, чтобы узнать лучше жизнь людей, работал некоторое время простым рабочим на заводе в Англии. И никогда Наш титул не мешал Нам быть абсолютно современными людьми и быстро находить общий язык со всеми окружающими. У Меня много друзей и заграницей, и в России. В жизни российской молодежи Меня интересует всё и Я всегда стремлюсь как можно больше узнать о ней.
У Вас есть хобби, увлечения?
Я люблю путешествовать, заниматься спортом, смотреть фильмы, общаться с друзьями. Во время учебы времени на всё это остается мало. Но человек должен уметь и развлекаться, конечно, зная меру, не в ущерб занятиям и работе. Найти разумный баланс между трудом и развлечениями - тоже своего рода искусство, но кто его постиг, тому легче жить.
Какую музыку Вы слушаете?
И классическую, и современную - в зависимости от настроения.
Что Вы сейчас читаете? Произведения каких писателей Вы предпочитаете?
Сейчас я перечитываю Чехова. Мне нравятся писатели с чувством юмора, умеющие ярко и остроумно изобразить самых разных персонажей. Даже в самой серьезной литературе обязательно должна быть доля юмора, иначе она становится безжизненной. В тоже время у того же Чехова есть буквально трагические произведения, как говорится, смех сквозь слезы.
В Мадриде Вы часто принимали участие в богослужении. Произошли ли какие-то изменения в Вашей духовной жизни с тех пор, как Вы начали обучаться в Оксфорде?
Сейчас я меньше имею возможность участвовать в богослужении непосредственно, как в Мадриде, где я получил благословение облачаться в стихарь. Но в храм я хожу регулярно и наш священник много помогает мне советами и наставлениями - и в духовных, и в житейских вопросах.
В настоящее время практически все дни Ваших визитов в Россию заполнены протокольными мероприятиями. Нет ли у Вас желания вырваться из этой обстановки и провести хотя бы один день по собственному усмотрению?
Ну, у Вас несколько преувеличенные представления об официальной части наших визитов. К тому же, хотя освящение Храма Христа Спасителя, канонизация Новомучеников и прием у Патриарха значились в официальной программе, я не могу к ним относиться как к «протокольным мероприятиям». Это была и горячая молитва, и живое неформальное общение. А кроме того, мы на один день слетали в С.-Петербург, почти без сопровождения. Помолились у гробницы дедушки в Петропавловском соборе, посетили Храм Спаса-на-крови, Казанский собор, Чесменскую церковь, просто погуляли по Невскому. Вообще, во время всех визитов мне нравятся те моменты, когда есть возможность пообщаться с соотечественниками, самыми обычными людьми на улице, теплое и трогательное отношение которых воодушевляет нас и помогает переносить жизнь вдали от Родины.