Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте
08 декабря 2009

Ответы Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы газеты «Сабах», 8 декабря 2009 года

Ответы Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы газеты «Сабах», 8 декабря 2009 года

1. Ваше Императорское Высочество, это Ваш первый Визит в Турцию. Что Вы ощущаете?

Я очень рада посетить Турцию, увидеть воочию эту замечательную страну и ее народ. Надеюсь, мне удастся внести свой вклад в укрепление российско-турецких отношений в целом и поддержать важную инициативу Российского Общества Просвещения, Культурного и Делового Сотрудничества в Турции, направленную на решение культурных и благотворительных задач.

2. Какое Вы имеете представление о Турции? Как Вы оцениваете Турецко-Российские взаимоотношения со времен Императорской России и до сегодняшних дней?

В прошлом отношения между Россией и Турцией были весьма непростые. Две великие Империи соперничали и не раз вступали в вооруженное противостояние. Но, несмотря на это, в русской культуре утвердились красивые и романтические, иногда таинственные, представления о Турции, ее жизни и традициях. У русских поэтов и писателей есть очень красивые стихи и прозаические произведения на турецкие мотивы, увлекательные описания путешествий – например, «Путешествие в Арзрум»А.С. Пушкина. В истории русской культуры можно найти множество причудливых переплетений судеб, связанных с Турцией. Например, автор слов государственного гимна Российской Империи, один из лучших русских поэтов, друг А.С. Пушкина В.А. Жуковский был сыном русского дворянина и турчанки Сальхи… В конце концов, взаимный культурный интерес и здравый смысл народов оказываются сильнее политических ухищрений и оружия. Мне радостно видеть, что теперь отношения между Россией и Турцией вполне добрососедские, и сотрудничество постоянно развивается.

3. Во время Вашего Высочайшего Визита в Турцию запланирован целый ряд очень важных встреч, а также посещение святых мест. Что именно в Вас вызывает особое волнение и трепет?

Посещение каждой святыни волнительно по-своему. Там, где воплощается красота и сила человеческого духа, желающего славить Бога, мы вспоминаем о нашем предназначении и испытываем возвышенные чувства. Конечно, мне очень дорога возможность побывать в соборе Святой Софии, величие которого в Х веке произвело столь мощное впечатление на послов находившегося в религиозном поиске Великого Князя Владимира I, помолиться в действующих православных храмах. Также для меня имеет огромное значение посещение великих исламских святынь Стамбула – мечети Сулеймание и Султанахмет.

4. Откуда исходит Ваша заинтересованность к религии Ислама? Какие вопросы Вы намерены обсудить на запланированной встрече с Муфтием города Стамбула?

Миллионы моих соотечественников исповедуют Ислам. В России на протяжении веков сложилась система сосуществования христиан и мусульман, основанная на терпимости, уважении друг к другу, взаимопомощи. Государи нашей Династии заботились о благоденствии всех подданных, независимо от их религиозной принадлежности. Вот несколько красноречивых фактов. В составе Российской Империи вплоть до революции существовала исламская государственность – Бухарский Эмират. И в Бухаре, и в других регионах с большим количеством мусульманского населения государственное законодательство Империи сосуществовало с нормами шариата и адата, то есть религиозные и национальные традиции исламских народов не ущемлялись. Соборная мечеть в столице Российской Империи Санкт-Петербурге была воздвигнута благодаря доброму отношению Императора-Мученика Николая II, разрешившего строительство в самом центре города. Мы гордимся, что в числе наших предков – Пророк Мухаммед. Это родство передалось в Российский Императорский Дом Романовых через Императора Петра III, потомка по мужской линии Династии Голштейн-Готторпских Герцогов, происходящих от кастильских Королей, породнившихся с Эмирами Севильи. Мусульманские подданные, в свою очередь, преданно и усердно служили «Белым Царям», как они называют Императоров Всероссийских, молились за них, защищали общую Родину от внешних противников. В 1917 году, когда Императору Николаю II изменило большинство единоверных ему военачальников, одним из немногих, сохранивших верность присяге, был мусульманин Хан Нахичеванский. В годы антирелигиозных гонений при коммунистическом режиме все верующие в Бога люди в еще большей степени чувствовали солидарность между собой. Сейчас в России есть подлинная свобода совести. Но возникают новые опасности. Иногда люди забывают о том, что Бог ожидает от всех нас, прежде всего, любви, честности, чистоты помыслов и терпения. Безбожная злоба, агрессия и фанатизм возникают на почве незнания и предубеждений. Мне бы хотелось, чтобы во всем мире появились центры межрелигиозного диалога. В беседах с православным и мусульманским духовенством в России, с представителями других традиционных конфессий, я встретила понимание и одобрение этой идеи. Речь не идет о попытках создания какой-то универсальной религии – такой замысел я считаю утопичным и пагубным. Справедливо и естественно, что каждый дорожит своей верой. Но нужно при этом научиться разговаривать друг с другом, иметь представление об иных исповеданиях, сотрудничать в решении общих проблем. Иными словами, необходимо искать и видеть не то, что разобщает, а то, что сближает. Обо всем этом мне хочется побеседовать с Муфтием Стамбула и узнать его видение развития межрелигиозного диалога.

5. Для возвращения авторитета и правового статуса Вашей Семье Вы приложили немало усилий. Позвольте узнать об этом периоде Вашей жизни?

Оберегать авторитет Российского Императорского Дома – это мой наследственный долг, от которого я не имею права уклониться. Но я никогда ничего не пытаюсь навязать своим соотечественникам. Я только свидетельствую, что наша Династия была и остается хранительницей исторических российских традиций и идеи богоустановленного Государства-Семьи. Если эта идея когда-либо будет востребована российским народом, всегда будет легитимный наследник, обеспечивающий живую связь со всей многовековой историей. Но и в настоящее время, когда о восстановлении монархии говорить, по крайней мере, преждевременно, Императорский Дом может эффективно служить своей Родине. Мы категорически избегаем любых форм участия в политической борьбе. Историческая Династия должна служить единению и укреплению государства, а не противостоянию в обществе. Сфера нашей деятельности – общественная культурная и благотворительная работа, защита права и справедливости в отношении сограждан, помощь в возрождении традиций и в воспитании патриотизма у молодого поколения, поддержание положительного имиджа России на мировой арене.

6. Что Вы почувствовали при вынесении судом решения о реабилитации Ваших родных?

Мне пришлось в течение почти трех лет добиваться в российских судах реабилитации казненных Членов нашего Дома – Императора Николая II и его семьи. К сожалению, некоторые силы оказывали мощное противодействие юридическому признанию бесспорного факта, что царская семья стала жертвой политических репрессий тоталитарного государства по политическим, социальным и религиозным признакам. Но, наконец, право восторжествовало, и Президиум Верховного Суда отменил прежние незаконные решения Генеральной прокуратуры и судов низших инстанций. Затем, уже, слава Богу, без судов, состоялась реабилитация других Великих Князей и Князей Императорской Крови, а также верных служителей, разделивших судьбу своих августейших покровителей. Я всегда верила, что справедливость восторжествует. Когда решение Президиума Верховного Суда состоялось, я испытала гордость за свою Родину, освобождающуюся от мрачного груза смуты ХХ века.

7. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы реинтеграции Российского Императорского Дома в жизнь современной России?

За последние 18 лет на этом пути достигнуто многое. Я, моя мать и мой сын восстановлены в российском гражданстве. Мы часто приезжаем в Россию, всегда по официальным приглашениям, поступающим или от Патриарха Московского и всея Руси, или от представителей Президента России, или от губернаторов и мэров городов. Постепенно разворачиваются наши благотворительные и культурные программы. Огромную роль в восстановлении правильного восприятия нашей миссии сыграла канонизация в 2000 году Русской Православной Церковью в сонме святых новомучеников и исповедников российских замученной Царской Семьи. Мой отец Великий Князь Владимир Кириллович в 1992 году был погребен в нашей родовой усыпальнице в Санкт-Петербурге, а в 1995 туда же мы перенесли прах скончавшихся в эмиграции моих дедушки и бабушки – Императора Кирилла Владимировича и Императрицы Виктории Феодоровны. В Москве государственную регистрацию получила моя Канцелярия. Возрождена деятельность двух императорских орденов – Святой Анны и Святого Николая. О реабилитации казненных Членов нашего Дома и их служителей мы уже говорили. Есть еще много разнообразных проектов и начинаний. Некоторые уже осуществляются, что-то только готовится. Не сомневаюсь, что положительный импульс нашей работе даст празднование в 2013 году 400-летия освобождения России от внутренней смуты и внешней интервенции начала ХVII века и всенародного призвания на престол нашей Династии. Соотечественники самых разных взглядов всё больше убеждаются, что возвращение Императорского Дома в общественную жизнь современной России никому не мешает, а напротив, приносит пользу. Так что развитие нашей реинтеграции позитивное, и я не вижу никаких причин, которые могли бы изменить существующее положение дел.

8. Что Вы ощущаете перед участием на «Императорском Благотворительном Бале», организуемым Российским Обществом в Турции?

Я высоко ценю эту акцию Российского Общества Просвещения, Культурного и Делового Сотрудничества в Турции, являющуюся значительным вкладом в дело укрепления российско-турецких связей, цивилизационного сближения, религиозного и национального взаимопонимания. Я благодарна Министерству культуры и туризма Турции, Генеральному Консулу России в Стамбуле, Губернатору и городской администрации Стамбула, Мэру и Правительству Москвы, Российскому Обществу в Турции и компании «Мосметрострой», благодаря помощи и участию которых проходит бал. Верю, что нынешнее мероприятие не только единовременно принесет благотворительные средства для осуществления образовательных проектов, но ляжет в основу постоянной работы создаваемого Первого Русского Культурного Центра в Турции.

9. Вы планируете посетить Вселенскую Патриархию в Стамбуле. Что бы Вы хотели обсудить при Встрече?

Со Святейшим Патриархом Варфоломеем мы уже встречались в Москве. Находясь в Стамбуле, я, разумеется, с большой духовной радостью посещу Его Святейшество и приму участие в совместной молитве. Я надеюсь обменяться с Патриархом мнениями и мыслями о единстве православного мира. Какие-то проблемы есть всегда, иногда между самыми близкими и любящими людьми. Существуют они и во взаимоотношениях Константинопольского и Русского Патриархата. Я очень рада, что после визита в июле этого года в Фанар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла целый ряд дискуссионных вопросов разрешился в духе мира и согласия. Константинопольская Православная Церковь занимает первое место по чести среди Поместных Церквей, а Русская Православная Церковь – самая большая. Их взаимодействие всегда останется ключевым в жизни вселенского православия. В России никто не должен забывать, что Константинопольская Церковь принесла нам крещение. А в Константинопольской Церкви – что благодаря помощи русских Царей и Императоров, благодаря солидарности Российской Церкви ей удалось пройти через серьезные испытания. Память о добре, совершенном в прошлом, всегда поможет найти верные ориентиры в настоящем и будущем.

10. В детские годы, являясь членом Императорской Семьи, Вы прожили вдалеке от Вашей Родины? Как прошло Ваше детство? Что для Вас означает Испания?

В нашей семье царил дух любви и взаимного уважения. Мои родители не написали друг другу ни одного письма, потому что ни разу в жизни после заключения брака не расставались. Меня воспитывали, стараясь сочетать требования современной жизни с верностью устоям и традициям. С детства я знала, что есть не только права, но и обязанности, причем права проистекают из обязанностей, а не наоборот. Меня приучили относиться с уважением к любому человеку, независимо от его происхождения, рода профессиональных занятий, социального положения. Каждого из нас украшают в первую очередь доброжелательность, скромность, честность и добросовестность. А если мы гордимся нашими предками, то это должно побуждать нас не превозноситься перед другими, а, наоборот, ощущать дополнительную ответственность и быть особенно внимательными к нашим поступкам, чтобы ни предкам, ни потомкам не было стыдно за нас. Испанию я очень люблю. Эта гостеприимная страна дала нашей семье убежище в самые беспросветные годы. Там прошло мое детство. Но, где бы ни оказались Романовы, в их сердце на первом месте всегда остается Россия.

11. Вы познакомитесь на Балу с представителями Османской династии. Какие темы Вы затронете при Вашей Встрече?

Мне будет очень приятно познакомиться с Членами Османского Дома. Думаю, на Балу мы не станем глубоко обсуждать серьезные вопросы – все-таки там не совсем подходящая для этого обстановка. Мы просто обменяемся впечатлениями и наметим общие пути возможного сотрудничества в области благотворительности.

Please publish modules in offcanvas position.