Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иоанн Ильич) (1829-1908)-митрофорный протоиерей. Сын причетника села Суры Пинежского уезда Архангельской губернии. Окончил Архангельскую духовную семинарию (1851) и Санкт-Петербургскую Духовную Академию (1855). В 1855 рукоположен во священники кронштадтского Андреевского собора, с которым связаны вся его святая жизнь и пастырское служение. Выдающийся богослов, проповедник, духовный писатель, педагог, благотворитель. Прославился необычайной силой молитвы, чудесными исцелениями, даром предвидения. Создатель «Дома трудолюбия им. Императора Александра III»в Кронштадте и других богоугодных заведений. Духовный наставник Императорской Семьи. Присутствовал при кончине Императора Александра III в Ливадии, при бракосочетании свв. Царственных Страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, при крещении св. Страстотерпицы Великой Княжны Ольги Николаевны, сослужил на Божественной Литургии во время коронации Императора Николая II. Основатель монастыря св. Иоанна Рыльского на Карповке (Санкт-Петербург), в котором почивают его мощи и в котором в 1991 состоялась историческая встреча блаженнопочившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и ныне здравствующего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Главой Российского Императорского Дома Государем Великим Князем Владимиром Кирилловичем и его Супругой Государыней Великой Княгиней Леонидой Георгиевной. Пламенный обличитель революционных учений и религиозных ересей. Канонизирован Русской Православной Церковью заграницей в 1961. Общецерковное прославление Русской Православной Церковью состоялось в 1990. Дни памяти 19 октября/1 ноября и 20 декабря/2 января
19 октября/1 ноября. Иже во святых отца нашего Иоанна, Кронштадтскаго Чудотворца
Тропарь, глас 1: Православныя Веры поборниче, Земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче, Божественных Таин благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и Церкве нашея украшение, моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша.
Ин тропарь, глас 3 (Творение иеросхимонаха Пахомия Афонского. Составлен на Святой Горе Афон в 1930-е гг.): Благодати тезоимените и тою от юности обогатився, Молитвенник Земли Российския благоприятен и Царем Благочестивым премудр советодатель был еси: врач же душ и телес изряден показался еси, Иоанне пречудне. Темже моли Христа Бога да восставит Державу Российскую и души наша спасет, яко Человеколюбец.
Из Слова св. Праведного Иоанна Кронштадтского в день восшествия на престол св. Страстотерпца Благочестивейшего Императора Николая II Александровича1
«(…) Мною, - говорит Бог, - Цари царствуют и повелители узаконяют правду (Притч. 8, 15). Царь – образ Бога на земле, Правителя Вселенной. «Слушайте, Цари, и разумейте, научитесь, судии концев земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава и сила от Вышнего, Который исследует ваши дела, и испытает намерения» (Прем. Солом., 6, 1-3), - взывает премудрый Царь к подобным ему.
Посему все верноподданные обязаны относиться к Царской Власти с благоговением, по праву и закону Божественному, и повиноваться Царю не только за гнев, (…) но и за совесть, как учит Авпостол (Рим. 13, 5), то есть по собственного каждого убеждению в святом долге повиновения Царю, как преобладающему вверенными народами во благо им, в создание их, а не в разорение, как Вождю и Народоводителю. Царь самодержавно правит народом, как образ единоначальной власти Божией, как образ Царя Царей, как глава государства, этого великого политического тела, стройно организованного и объединяемого единою главою. Все власти в государстве, как радиусы в круге, относятся к Государю, как к своему центру; или все люди в государстве, как дроби, получают в Царе своем одного знаменателя. Государь в своем царстве, как душа в теле, сообщает стройность направления и действия всем членам великого политического тела.
Но только в государстве Царь действует самодержавно, как его глава; в Церкви православной, составляющей душу и силу государства и самого Государя, имеющей свою личную, всемогущую, праведную, непогрешимую Главу – Господа, Государь ограничен Словом Божиим, как вечным для всех законом, и непогрешимыми и неизменными спасительными догматами веры и церковными канонами. Подобно всем члена Церкви, как Первый и Послушный Ей Сын, и Самодержавный Царь смиренно повинуется сам всем канонам церковным, в пример и благоспасение всем верноподданным, и не нарушает их, сохраняя полное согласие с Церковию. Самодержавная Царская Власть может и должна только содействовать правильно действующей Власти Церковной и приводить в исполнение те ее постановления, которые приводятся в дело гражданскою властию. Правильный, законный союз Церкви с Государством есть сила и благо для Государства, и она постоянно молит Бога, Вседержавного Царя Царей о спасении и благопоспешении Царя земного во всем, и покорении под ноги его всякого врага и супостата. Итак, единодержавие и самодержавие в Государстве, в союзе с Церковию, необходимо и есть величайшее благо для него, подобно как в мире – Божие единоначалие и вседержавие. «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: Царю ли, как Верховной Власти; правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Петр. 2, 13-14). – «Воздадите убе Кесарево Кесареви и Божия Богови» (Мф. 22, 21). Аминь».
1Полное собрание сочинений настоятеля кронштадтского Андреевского собора протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Слова и поучения, произнесенные в 1896 году. – Т. 7. – СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой (репринт с издания 1897), 1994. – 712 с. – С. 36-38