Феофан (в миру Быстров Василий Дмитриевич) (1874-1940) – Архиепископ Полтавский.
Окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию (1895). Кандидат богословия. В 1896 принял постриг и рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1901 возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1904 содействовал Г.Е. Распутину в его вхождении в великосветскием круги Санкт-Петербурга (представил его Великим Княгиням Анастасии и Милице Николаевнам). Впоследствии изменил свое мнение о Г.Е. Распутине на отрицательное.
В 1905 защитил магистерскую диссертацию. В 1906-1911 – духовник Императора Николая II и его Августейшей Семьи.
В 1909 хиротонисан во Епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1909). Затем занимал кафедры Таврическую и Симферопольскую (с 1910), Астраханскую (с 1912) и Полтавскую и Переяславскую (с 1913). Архиепископ (1918). Участник Поместного собора 1917-1918. Член Высшего церковного управления Юга России (1919-1920).
Эмигрировал из Крыма в Константинополь, затем последовательно проживал в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, Болгарии и Франции. Участник I Всезарубежного собора 1921. Заместитель председателя Архиерейского Синода в 1922-1925.
Видный богослов и аскет, один из наиболее авторитетных архиереев Русской Православной Церкви заграницей. Полемизировал с Митрополитом Антонием (Храповицким), осуждал его взгляды на искупление Спасителем грехов рода человеческого в Гефсиманском саду, а не на Кресте (так называемый «догмат об искуплении», вошедший в катехизис Митрополита Антония).
С 1926 прекратил активную деятельность. Проживал в Болгарии (София и Варна).
В 1931 переехал во Францию, где удалился в затвор.
Скончался 6/19 февраля 1940. Погребен в дер. Лимера возле Тура
***
Предсказание Архиепископа бывш. Полтавского Феофана (Быстрова) о восстановлении в России монархии и о восшествии на престол законного царя, происходящего из Дома Романовых по женской линии. Типографская печать. Не позднее 1939 г.
О Россия, Россия!.. Как она страшно погрешила перед благостью Господней. Господь Бог благоволил России дать то, чего ни одному народу на земле не давал. И этот народ оказался таким неблагодарным. Оставил Его, отрекся от Него, и потому Господь предал его бесам на мучение. Бесы вселились в души людей, и народ России стал одержимым, буквально бесноватым. И все то, что мы слышим ужасного о том, что творилось и творится в России: о всех кощунствах, о воинственном безбожии и богоборчестве, - всё это происходит от одержимости бесами.
Но одержимость эта пройдет по неизреченной милости Божией, народ исцелится. Народ обратится к покаянию, к вере. Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет.
Великие старцы говорили, что Россия возродится, сам народ восстановит Православную Монархию. Самим Богом будет поставлен сильный Царь на престоле. Он будет большим реформатором, и у Него будет сильная Православная Вера. Он низринет неверных иерархов Церкви. Он сам будет выдающейся личностью с чистой святой душой. У него будет сильная воля. Он придет из Династии Романовых по линии матери. Он будет Божиим избранником, послушным Ему во всем. Он преобразит Сибирь. Но эта Россия просуществует недолго. Вскоре будет то, о чем говорит апостол Иоанн в Апокалипсисе.
Бэттс Ф., Марченко В. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940). – М., 1994. – С. 89
ПРИМЕЧАНИЕ: Когда жил Архиепископ Феофан, было еще немало молодых членов Российского Императорского Дома мужского пола, так что переход престолонаследия в женскую линию являлся чисто гипотетическим.
Предсказание начало сбываться спустя 52 года после кончины архипастыря. В связи с тем, что на момент смерти главы Российского Императорского Дома Великого Князя Владимира Кирилловича в 1992 г. не осталось ни одного члена династии Романовых мужского пола (морганатические потомки к Дому Романовых не принадлежат и правом на престол не обладают), новой Главой Российского Императорского Дома в силу статьи 30 Основных государственных законов Российской империи стала дочь почившего Великая Княгиня Мария Владимировна.
Таким образом, кто бы ни стал в дальнейшем царем в случае восстановления монархии в России, он будет «из династии Романовых по линии матери».
Клятвопреступникам Утвержденной грамоты 1613 года это чрезвычайно не по душе. Например, в книге: Фомин С. Россия перед Вторым Пришествием. – М., 1993. – С. 324; пророчество святителя Феофана (Быстрова) было злонамеренно и кощунственно искажено. Из приведенной цитаты изъято всё, что относится к дому Романовых. Более того, составитель сборника не постеснялся снабдить извращенный им текст предсказания владыки Феофана таким добавлением: «О происхождении последнего царя высказываются противоречивые суждения. Одни утверждают, что будет он из рода Романовых, другие обращают внимание на слова владыки Феофана Полтавского – «предъизбранный Самим Господом» (Ук. соч., - С. 324).
Уличенный в фальсификации, во втором издании г-н Фомин привел все-таки ссылку на пророчество Феофана Полтавского о Доме Романовых, но вновь в искаженном виде, не по первоисточнику, а почему-то со ссылкой на статью своего единомышленника по цареборчеству Л. Болотина, с нелепым и голословным комментарием (Фомин С. Россия перед Вторым Пришествием. – М.: Адрес-пресс, 2001. – С. 426).
Данные факты красноречиво свидетельствуют, что революция, рядящаяся в псевдоправославные и псевдомонархические одежды – революция наиболее отвратительная и богопротивная, продолжает свою изощренную работу по разложению сознания нашего народа.