Ответы Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы журнала «Ньюсуик», 26 июня 2008 г.
- Ваше Императорское Высочество, почему Вы отрицает принадлежность семье Романовых найденных ранее костных останков?
Я не могу этого ни отрицать, ни подтверждать. В настоящее время мы можем говорить только о том, что для признания екатеринбургских останков как мощей святых Царственных Страстотерпцев нет достаточных оснований.
- Согласно выводам государственной комиссии, они принадлежат Романовым, и всего лишь несколько ученых представили иную точку зрения. Стоит ли основывать свое мнение на словах именно этих ученых?
Вопрос об останках царской семьи имеет не только научное, но и духовное, и общественное значение, но решать его большинством голосов вряд ли правильно. К тому же наша позиция по вопросу о екатеринбургских останках основана не просто на чьих-то словах, а на важных аргументах. К сожалению, у нас есть основания сомневаться и в объективности Государственной комиссии. Ряд серьезных вопросов, заданных еще в 1998 году патриархом Алексием, остался без удовлетворительного ответа. Например, нет объяснения отсутствию на черепе, приписываемом государю, следа от удара саблей, оставшегося после покушения на него в японском городе Отсу. Наука стремительно развивается. То, что сейчас кажется сверхсовременным, завтра будет объявлено устаревшим и недостоверным. Так что лучше не спешить, и пока у ученых все-таки нет единого мнения, не устраивать политических шоу к очередным круглым датам.
- Чьи тогда останки были захоронены в Петропавловской крепости?
Сегодня мы можем утверждать лишь то, что там покоятся неустановленные жертвы большевицкого террора.
- Где, на Ваш взгляд, находятся истинные останки Романовых?
Следователь Н.А. Соколов, расследовавший дело о цареубийстве в 1918 году, пришел к выводу, что останки царственных мучеников были уничтожены. Частицы мощей, обнаруженные в шахте, где большевики первоначально пытались их уничтожить, были вывезены Соколовым и находятся в Храме-Памятнике св. Иова Многострадального в Брюсселе.
- Какие исследования, что могло бы Вас убедить в том, что костные останки действительно принадлежат Романовым?
После печальных событий десятилетней давности испытывать доверие к этим исследованиям стало труднее. Но я надеюсь, что, в конце концов, будет проведена честная экспертиза, все оставшиеся проблемы так или иначе разрешатся, и мы получим окончательный ответ на вопрос, кого же похоронили в нашей родовой усыпальнице в 1998 году.
- Какое мнение других членов семьи Романовых относительно результатов идентификации? Есть ли какая-то консолидированная позиция на это счет?
Российский императорский дом как историческая и правовая институция придерживается неизменного мнения, что признать екатеринбургские останки принадлежащими царской семье можно только в том случае, если положительное решение по этому вопросу примет Русская православная церковь. Некоторые наши родственники считают иначе, но это их личное дело, не имеющее отношения к официальной позиции Российского императорского дома.
- Недавно был проведен анализ костных останков из второй могилы, который показал совпадение их ДНК с костными останками из первой могилы. Насколько этот факт может изменить Вашу точку зрения?
Это – повод для размышлений и корректировки хода исследований, но, конечно же, не может являться решающим аргументом. Ведь подлинность первых останков не доказана.
- Как Вы расцениваете позицию церкви в этом вопросе?
Как мудрую и взвешенную, с которой я полностью согласна. Зная много лет святейшего патриарха Алексия, я уверена, что он никогда бы не стал признавать или не признавать что-либо, основываясь на политической конъюнктуре или чьей-то выгоде. Патриарх понимает, какое огромное значение имеет почитание царственных мучеников для современной России, и как важно не допустить здесь хотя бы малейшей лжи и фальши.
- Какое дальнейшее развитие событий Вы предполагаете в ближайшем будущем, что Вам казалось уместным сделать, чтобы эта долгая и печальная история, наконец, завершилась?
Когда история с екатеринбургскими останками только начиналась, мой покойный отец великий князь Владимир Кириллович высказал идею о том, что их следовало бы захоронить во временной часовне, которая, независимо от того, кому принадлежат обнаруженные кости, стала бы символическим местом почитания Царственных Страстотерпцев и миллионов жертв коммунистического террора. Ведь очень важно, наряду с наукой, дать еще место вере. Без этого сочетания истину установить невозможно. Ну, а с научной точки зрения, на мой взгляд, путь один: экспертизу проводить тщательно и постепенно, не стараясь подогнать ее результаты к заранее заданному выводу, не стремясь успеть к юбилею и не из желания заколотить последний гвоздь в крышку гроба исторической России.