Ответы Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы российского журнала «Имена», 19 июля 2007 г. (часть II)
Что правда, а что ложь: в 1996 году Ельцин хотел вернуть монархию? Был готов особняк в Калчуге, резиденция напротив Красной площади? Наследника не отдали учиться в Санкт-Петербурге, в Нахимовском?
Из всего этого правда лишь то, что за нами временно была закреплена государственная резиденция в Калчуге, где мы могли жить во время посещений Москвы, заранее уведомив администрацию о предстоящем визите. Это был добрый гостеприимный жест, без всякой политической подоплеки. Мы были благодарны за внимание властей и заботу обслуживающего персонала, но честно говоря, не чувствовали в этом доме себя свободно. Там действовал строгий пропускной режим для наших гостей и даже для наших сотрудников. Вскоре резиденцию закрыли на ремонт, после которого ее используют по другому назначению. Уже много лет мы в Москве останавливаемся в гостиницах.
Мой сын, конечно, хотел бы получить, по нашей семейной традиции, военное образование. Во время наших визитов возможности его обучения в том или ином военном учебном заведении иногда обсуждались. Но, к сожалению, ничего конкретного предложено нам не было. Это были всё гипотетические разговоры и благие пожелания.
Не знаю, что хотел Ельцин в 1996 году. Со мной он, во всяком случае, своими планами не поделился. Если говорить серьезно, мы никогда бы не согласились на восстановление монархии вопреки воле народа, никогда не стали бы играть неблагодарную роль ширмы для того или иного режима. Ясно, что в 1996 году ничего иного быть не могло, даже если бы у действующих властей возник проект реставрации монархии. Десятилетия антимонархической пропаганды дали себя знать. Требуется время, чтобы народ осознанно и объективно оценил все плюсы и минусы монархического строя. Если народ захочет восстановить свою тысячелетнюю государственность, мы будем готовы ответить на его призыв. Но в настоящее время стремимся только к одному – быть полезными родной стране по мере наших сил, жить среди своего народа и участвовать в его жизни.
Как обстоит дело с реабилитацией царской семьи?
Прежде всего нужно сказать, что реабилитация жертв репрессий – это не амнистия и не прощение, как некоторые люди неверно понимают. Реабилитация – это юридическое признание, что в отношении граждан государством было совершено беззаконие и что теперь их доброе имя восстанавливается. В 1991 году в России был принят прекрасный закон о реабилитации жертв политических репрессий, позволяющий современному государству избавиться от кровавого наследия коммунистического режима.
В отношении царственных мучеников этот закон, к сожалению, не исполняется. Не может быть сомнения в том, что царская семья подверглась политическим репрессиям со стороны тоталитарного режима и подлежит реабилитации. Государь, государыня, их дети и верные служители считались классовыми врагами, были лишены свободы и других прав, содержались под стражей по прямым указаниям руководителей советского государства. Затем их казнили по приговору местного органа власти – Уралсовета. Это решение было «признано правильным»высшим органом власти РСФСР – Всероссийским центральным исполнительным комитетом. Это общеизвестные факты, подтвержденные архивными документами, представленными мной вместе с заявлением о реабилитации. Так что ни о каком обычном уголовном преступлении, к чему сейчас пытается свести цареубийство Генеральная прокуратура, речи быть не может.
В 1999 г. прокуратура выдала нам справки о реабилитации четырех великих князей, расстрелянных в Петропавловской крепости. В этих справках написано, что они «расстреляны за принадлежность к императорскому дому Романовых». То есть признано, что сам факт принадлежности к династии Романовых являлся основанием для расстрела. А теперь главе династии отказывают в реабилитации. Это абсурдно и свидетельствует о двойных стандартах, которые особенно недопустимы в правовых вопросах.
Нашу инициативу поддержала Русская православная церковь. Святейший патриарх Алексий публично сказал, что, по его мнению, «процесс реабилитации нужно как можно скорее завершить». А в конце прошлого года Отдел внешних церковных связей Московского патриархата издал заявление с обоснованием важности реабилитации царственных страстотерпцев для современной России.
Дело о реабилитации Царской семьи стало предметом судебного разбирательства. Там тоже всё идет непросто. Мои права нарушаются, моему адвокату отказывают в предоставлении документов, необходимых ему для обоснования правовой позиции. Но кое чего удалось добиться. Решение Генеральной прокуратуры об отказе в реабилитации судом признано незаконным. Правда, суд предпочел уклониться от решения главного вопроса – самой реабилитации. То есть признал, что решение прокуратуры незаконно, но не стал исправлять беззаконие. Поэтому нам предстоит пройти еще трудный путь, но я уверена, что в конце концов закон будет исполнен и справедливость восторжествует.
В СМИ высказывались мнения, что отказ в реабилитации царской семьи связан с опасениями по поводу Ваших возможных имущественных претензий…
Люди, имеющие такие опасения, очевидно судят о других по себе. Им самим недоступно понять, что можно чего-то добиваться и к чему-то стремиться не только ради материальных интересов. Что есть еще понятия религиозных убеждений, чести, исторической памяти, родственные чувства, наконец.
Если бы я хотела на что-то претендовать, я давно могла бы это сделать. И без всякой связи с реабилитацией царской семьи. У моих прямых прадеда и деда в России было достаточно собственности, которую большевики экспроприировали. Но я неоднократно заявляла, что считаю реституцию опасной для гражданского мира в России и потому выступаю против неё. А связывать имущественные вопросы с делом реабилитации святых царственных мучеников и вовсе было бы кощунственно.
Кроме того, мне прекрасно известно, что закон предполагает компенсацию (кстати, очень небольшую) только непосредственно репрессированным или их наследникам первой очереди, то есть детям. Я в силу акта о престолонаследии являюсь преемницей императора Николая II в качестве главы Российского Императорского дома, но по современному законодательству это не может быть основанием для наследования имущества.
И потом, почему чьи-то нелепые подозрения мешают применению закона? В цивилизованном государстве, каким, несомненно, является наша родина, закон должен действовать в любом случае, что бы кто-то ни фантазировал. Те, кто думает и поступает иначе, вольно или невольно подрывают основы государственности и доверие граждан к существующей правовой системе.
Ваше отношение к Распутину, к Ивану Грозному, к Петру Первому - к их канонизации?
У нас любят перегибать палку. Одно дело, объективно оценить исторических лиц, очистить их образ от клеветы и лжи, а другое – канонизировать их. Безусловно, в отношении перечисленных Вами людей существуют стереотипы, далекие от действительности. Иоанн Грозный – это великий монарх, создатель системы сословно-территориального представительства и других демократических учреждений (например, выборного местного самоуправления). При том, что он был убежденным сторонником самодержавия. Иоанн бывал жестоким, но не более, чем другие европейские монархи. Он казнил многих, но, например, французский король Карл IX, Генрих VIII Английский, Филипп II Испанский, жившие в тоже время, казнили своих подданных намного больше. И при этом, в отличие от Иоанна Грозного, страдавшего и мучившегося угрызениями совести, они не каялись, а наоборот, считали совершенное ими богоугодным делом. Это с одной стороны. Но с другой – сам Иоанн Грозный признавал себя величайшим грешником, и не без оснований. На нем лежит значительная доля вины за убийство главы Русской Церкви митрополита Филиппа. Даже если признать, что его опричники переусердствовали, всё равно царь несет за это ответственность. Очень сомнительны с церковной точки зрения его шесть или семь браков, заключенные после смерти первой жены царицы Анастасии. Темная история с гибелью сына царевича Иоанна… Так что о всецерковном прославлении царя Иоанна в лике святых вряд ли можно вести речь.
И Петр I был великий государь. Россия ему очень многим обязана, но о его канонизации также вряд ли можно говорить, и серьезных разговоров на эту тему я не слышала. Он был сын своего времени, могучий, готовый к самопожертвованию, искренно верующий, но все-таки далекий от идеала подвижника благочестия.
Скорее можно с большим основанием обсуждать возможность канонизации его правнука Павла I. Его жизнь и в особенности обстоятельства его мученической кончины сразу зародили в народе мысль о святости этого государя. К его гробнице всегда приходили и приходят люди, чтобы помолиться и попросить помощи. Это уже более чем 200-летнее народное почитание о многом говорит.
Личность Г. Распутина неоднозначна. Его образ в общественном сознании просто демонизирован. Но задумаемся: неужели святые мученики император Николай II и императрица Александра Феодоровна были настолько глупы и слепы, чтобы держать рядом с собой просто какого-то развратного мужика, доверять ему, называть своим другом? Уж во всяком случае, всё было гораздо сложнее. На мой взгляд, Распутин был одаренным представителем русского крестьянства, сильной личностью, находившейся в чистосердечном духовном поиске, преданным Церкви и государю. Возможно, быстрая слава в столице его несколько испортила. В его поведении трудно определить, что было православным юродством, а что – следствием человеческих страстей. Так к нему и нужно относиться: он не демон, и не святой, а яркий человек, близкий царской семье, погибший от рук убийц и достойный, чтобы мы о нем молились.
По поводу разговоров о причислении к лику святых всех этих деятелей очень правильно высказался патриарх. Уверена, что Господь всем им простил их грехи и принял в Небесном Царствии. Но это не значит, что их нужно канонизировать.
Мне представляется, что люди, разжигающие страсти вокруг подобных тем, преследуют целью совсем не благо Церкви, а просто хотят привлечь к себе внимание. Ведь, в конце концов, Церковь никому не запрещает лично обращаться в молитвах за помощью к тем, кто скончался по-христиански и кого некоторые почитают святыми. Если такое почитание ширится, встает вопрос о местной или общецерковной канонизации. До тех же пор, пока вопрос о святости порождает полярные точки зрения, такой акт недопустим.
Убеждена, что следует глубоко изучить вопрос о канонизации нашего современника солдата Евгения Родионова, казненного террористами за исповедание веры во Христа. Он ничем не отличается от мучеников первых веков христианства. Даже если есть какие-то косвенные факторы, чья-то личная заинтересованность, возможность политизации, это относится к узкой группе лиц и не имеет отношения к самому подвигу этого юноши, который пользуется заслуженным почитанием по всей России. Я сама видела его иконописные изображения уже и в некоторых храмах.
Как проводите сегодня досуг?
Путешествую, читаю, люблю перебирать и раскладывать старые фотографии и вспоминать разные этапы своей жизни. Занимаюсь своим садом на крыше дома, в котором живу. В этом году надеюсь вырастить урожай маленьких арбузов и помидоров.
Очень люблю общаться с друзьями, обсуждать разные темы – от общественных и философских до самых обычных житейских. Иногда в самых простых разговорах вдруг рождаются замечательные мысли и идеи. Ведь самое главное – уметь слышать и понимать других, сострадать чужому горю и радоваться чужому счастью. Досуг – это самое человечное времяпрепровождение. Он переплетается с работой, с официальными обязанностями, и оживляет их.
Как живете сегодня?
Стремлюсь к лучшему и благодарю Бога за всё.
Опубликовано с некоторыми сокращениями: Касанин Б. «Великая княгиня Мария Владимировна. «Эти чудаки 300 лет правили Россией, а живут в таком домишке…»// Имена, 2007, ноябрь. – С. 156-164