Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте
19 февраля 2007

Ответы Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы журнала «Элита общества», 25 декабря 2006 года

Ответы Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы журнала «Элита общества», 25 декабря 2006 года

(опубликовано с сокращениями: Хроники начала XXI века Семьи Романовых // Элита общества, 2007, февраль. – С. 26-31) 

Для воспитания своих внуков, будущего императора Александра и наместника Польши Константина, Екатерина II написала сочинение «Бабушкины сказки». Как родители воспитывали Вас, какими принципами они руководствовались, насколько они сами принимали участие в Вашем воспитании? Вас воспитывали как простого человека или как главу Дома Романовых?

У меня было очень счастливое детство. Между родителями царила гармония, они очень любили друг друга, никогда не ссорились, никогда не разлучались. В этой атмосфере взаимной любви и уважения проходило мое воспитание. Родители сделали всё, чтобы я была современным человеком, чтобы в каждом, кто встретится на моем жизненном пути, уважала личность, чтобы была требовательной прежде всего к себе. Конечно, мысль о том, что когда-то мне придется возглавить Дом Романовых, также присутствовала в моей жизни с детства. Но это никак не мешало и не мешает простоте в общении с людьми. Если относишься к своему положению честно, с достоинством и скромно, то всегда сможешь найти общий язык с любым человеком.

Как обычно проходит день у Главы Российского Императорского дома? Чему Вас обязывает положение?

Обычный день проходит также, как и у большинства людей. Занимаюсь хозяйством, езжу за покупками, встречаюсь с друзьями… Люблю работать в саду. Когда мы жили в отдельном доме, у меня был небольшой садик, сейчас имею возможность заниматься садоводством в специально отведенном месте на крыше дома, где находится наша квартира. В этой повседневной деятельности каких-то особенных обязанностей, отличных от обязанностей каждого, у меня нет. Выступать в качестве Главы Императорского Дома нужно во время официальных мероприятий и встреч, которых тоже немало. Но если кто-то думает, что я принимаю посетителей, сидя на троне в короне и горностаевой мантии, то он сильно ошибается. Положение обязывает меня не к внешним формам, а к правильному отношению к сути общения. Когда я в чем-то принимаю участие, я обязана делать свою работу хорошо. Когда я разговариваю с человеком, я обязана его внимательно выслушать, вникнуть в суть того, что он излагает и откровенно сказать свое мнение. Если кто-то просит о помощи – постараться ему помочь.

Чем Вы занимаетесь сейчас, каков род и содержание основных занятий, как Вы зарабатываете? Как поддерживают Императорский дом российские бизнесмены?

Я могла себе позволить работать по специальности, когда Главой Императорского Дома был мой отец Великий Князь Владимир Кириллович. После его смерти, когда я сама стала Главой династии, у меня возникли новые обязанности. Я веду общественную работу, принимаю участие в благотворительных акциях в России и в других странах. У нас есть небольшие сбережения, которые дают нам возможность поддерживать нормальный средний уровень жизни. Но для каких-то масштабных проектов, способных помочь большому числу людей, наших собственных сил и средств, к сожалению, не хватает. Поэтому мы благодарны тем, кто имеет возможность и желание поддержать и развивать наши благотворительные и культурные начинания, прежде всего в России. Круг этих людей постепенно расширяется. В России зарегистрирована наша Канцелярия, которой поручено обеспечивать соотечественников информацией и координировать сотрудничество всех, кто хочет оказать нам содействие. Вступить в контакт с моей Канцелярией и узнать о нашей работе любой желающий может через официальный сайт Императорского Дома в Интернете.

Какие у Вас увлечения? Как Вы любите проводить свободное время?

Особенно люблю путешествовать. Знакомство с иными культурами чрезвычайно обогащает. Люблю театр, оперу и балет. Мне нравится в свободные минуты разбирать старые фотографии, воскрешая в памяти события минувших лет. Это заставляет задуматься о пройденном пути, проанализировать свои поступки, лучше разобраться в своем внутреннем мире.

Расскажите, пожалуйста, немного о великом князе Георгии Михайловиче: как Вы строили его воспитание, где он учился, чем занимается сейчас?

Сына я воспитывала в тех же традициях и в том же духе, как родители воспитывали меня. После окончания школы он поступил в Оксфорд, а после Оксфорда работал в европейских структурах. Сейчас Великий Князь изучает работу частных предприятий. Ему в этом году исполнилось 25 лет, и у него есть время, чтобы попробовать себя на разных поприщах и приобрести разносторонний опыт, который пригодится ему, когда мы вернемся в Россию.

Что для Вас важнее: священный долг или личность? Чем Вы руководствовались, выходя замуж, что движет Вами в других поступках?

Нельзя противопоставлять долг и личность. У каждой личности есть долг, а если у кого-то нет сознания долга, то это уже не личность. Замуж я вышла по любви. Между прочим, по крайней мере в нашей династии, требование равнородности браков, как правило, не мешало чувствам. Достаточно вспомнить, какая любовь связывала Императора Александра III Миротворца и Императрицу Марию Феодоровну, Царя-Мученика Николая II и Императрицу Александру Феодоровну, Великого Князя Сергия Александровича и Великую Княгиню Елисавету Феодоровну… Мой дедушка государь Кирилл Владимирович и моя бабушка государыня Виктория Феодоровна преодолели огромные препятствия, чтобы быть вместе. О своих родителях я уже говорила. Когда я выходила замуж, мой жених принц Франц-Вильгельм Прусский с любовью, пониманием и уважением к нашим традициям и к моей будущей миссии исполнил все требования закона, принял Православие, получил русский титул Великого Князя с именем Михаил Павлович и обязался воспитывать наше потомство в православном русском духе. К сожалению, через девять лет наш брак распался. Но это, как Вы наверное заметили, случается не только в королевских династиях.

Какое качество в личности вам кажется наиболее ценным? Должен ли каждый член Императорского, королевского или герцогского рода приносить свою личную жизнь в жертву традициям, ритуалу, этикету, долгу, и главное – ради чего, зачем?

Больше всего я ценю верность. Верность Богу, верность своему народу и своей стране, верность семье, верность дружбе, верность убеждениям.

Приносить свою личную жизнь в жертву ритуалу и этикету, конечно, не стоит. Нужно просто правильно к этому относиться. Этикет и ритуалы украшают нашу жизнь, иногда имеют чисто практическое значение. В этом смысле они нужны, но не до такой степени, чтобы ради них портить свою жизнь. Другое дело долг, патриотизм, любовь, то есть высокие чувства. Человек тем и отличается от остальных живых существ, что у него есть некий идеал, для которого он может пожертвовать многим, а иногда и жизнью. И это касается не только членов династий, но всех и каждого. Любой человек волен выбирать, какие ценности для него важнее всего, но жить совершенно без ценностей нельзя. Может быть, для кого-то это прозвучит парадоксально, но жизнь имеет смысл, только если в ней есть что-то, ради чего ее можно отдать.

Вы состоите в родственных отношениях с большинством монарших родов Европы. Как вы поддерживаете эти родственные отношения?

Европейские династии – это одна большая семья. Родственные связи у нас существуют практически со всеми королевскими домами, иногда по нескольким линиям. Особенно теплые отношения с Испанской Королевской Семьей, так как мы много лет прожили в Испании, а я здесь родилась и выросла. Король Хуан-Карлос и Королева София были на моей свадьбе. Моей крестной была ныне покойная Царица Болгарская Иоанна, а крестным моего сына является греческий Король Константин. Дружеские отношения связывают нас с Главой Португальского Дома Герцогом Браганцским. С некоторыми Домами отношения более официальные. Но, во всяком случае, мы встречаемся на династических церемониях – крестинах, свадьбах, похоронах. У меня остались очень светлые впечатления от общения с крон-принцем и крон-принцессой Фридрихом и Марией Датскими на церемонии перезахоронения Императрицы Марии Феодоровны в Санкт-Петербурге в сентябре 2006 года. Многие представители королевских семей интересуются Россией, ее историей, изучают русский язык. Меня это радует, ведь с древних времен династические связи служили взаимной пользе и дружбе народов Европы.

В чем Вы видите причину противоречий внутри современного Дома Романовых, как ее можно преодолеть и что Вы можете для этого сделать?

На настоящий момент Российский Императорский Дом состоит из 4 человек. Кроме меня членами Дома являются моя мать Великая Княгиня Леонида Георгиевна, мой сын Великий Князь Георгий Михайлович и Княгиня Императорской крови Екатерина Иоанновна, дочь одного из алапаевских мучеников Князя Иоанна Константиновича, сброшенного в шахту вместе со Св. Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. Среди нас никаких противоречий нет. Существует еще много потомков Династии Романовых от неравнородных браков. Они по закону к Императорскому Дому не принадлежат. Некоторые из них, возможно, испытывают какие-то комплексы. Это заставляет их выступать с необоснованными претензиями, незаконно пользоваться титулами и т.п. Политические силы, враждебные нашим ценностям, пытаются благодаря этому ввести общественность в заблуждение и убедить всех, что Императорского Дома как такового уже не существует, что Романовы ведут борьбу за несуществующий престол и тому подобное. На самом деле, ничего подобного нет. Наши династические законы предельно ясны и четки. Они не допускают возможности существования претендентов на престол. Всегда существует одно лицо, которое имеет право возглавлять династию. Богу было угодно, чтобы эта ответственность пала на меня. Ко всем своим родственникам, независимо от их династического статуса, я отношусь хорошо. Если они делают что-то полезное для России, я искренно радуюсь. Открыта для сотрудничества с ними. Единственно, что я не могу для них сделать, это нарушить наши законы и традиции.

Какое государство Вы считаете своей родиной? Почему Вы так редко бываете в России, и что сегодня Вас с ней связывает? Занимаетесь ли Вы здесь какой-то конкретной работой: бизнесом, общественной деятельностью, политикой, благотворительностью?

Странный вопрос… Конечно, моей Родиной является Россия. Нашей мечтой всегда было и остается возвращение в Отечество на постоянное жительство. Процесс реинтеграции Императорского Дома в жизнь нашей страны начался в 1991 году, когда мои родители прибыли в Санкт-Петербург на торжества по поводу возвращения городу его исторического имени. С тех пор состоялось уже более 50 визитов. В последнее время я бываю на Родине от 2 до 4 раз в год. Это не так часто, как хотелось бы, но не так и редко. Во всяком случае, я всегда в курсе того, что происходит в России, и никогда не теряю с ней живую связь.

Я неоднократно заявляла, что Императорский Дом не занимается политикой. Причем это не временное тактическое решение, а принципиальная постоянная позиция. Главной функцией Императорского Дома является независимый арбитраж. Династия должна сохранять значение общенационального символа. Поэтому участие Императорского Дома в политической борьбе недопустимо.

К честному бизнесу мы относимся с большим уважением, как к любому важному для государства и общества труду. Но как Глава Императорского Дома, я должна все свои силы направлять на общественную, благотворительную и культурную работу.

Где в Испании Вы живете, у вас свой дом? Проводите ли Вы благотворительные или иные балы, приемы? Каков круг Вашего общения, поддерживаете ли Вы связи с потомками белой эмиграции?

У меня есть квартира в доме в центре Мадрида. Сама проводить балы и приемы я не имею возможности, но нередко принимаю участие в мероприятиях, у которых хорошие традиции и добрая репутация. Ежегодно организую русскую секцию благотворительной ярмарки «Растрильо», проводимой фондом «Новое будущее»в Мадриде. Посещаю благотворительный бал «Война и мир»в Лондоне. Среди моих друзей по всему миру есть и иностранцы, и потомки русских эмигрантов. Русская эмиграция первых двух волн во многом уже ассимилировалась. Но есть отдельные ее представители, которые возобновили связь с Родиной, а некоторые даже вернулись в Россию. Это заслуживает одобрения и поддержки.

Вы боретесь сегодня за реабилитацию Николая II? Каково Ваше отношение к этой неоднозначной личности? Признаете ли Вы его вину в революционных событиях 1917 года, а значит в дальнейшей Гражданской войне и соответственно гибели членов Императорской фамилии?

При желании, любую историческую личность можно назвать неоднозначной. По моему мнению, император Николай II был чрезвычайно цельной личностью. Безусловно, он, как и любой другой государственный деятель такого уровня, совершал и ошибки, иногда весьма серьезные. Но несомненно, что он любил Россию, любил свой народ, был глубоко верующим человеком. Даже для его политических противников должно быть очевидно, что своей страшной смертью он в любом случае искупил все ошибки. Это засвидетельствовала Русская Православная Церковь, в 2000 году канонизировавшая Царскую семью в лике новомучеников.

Бессмысленно возлагать вину за революцию на кого-то персонально. Революция – болезнь нации. Это прежде всего духовный кризис, который поражает все слои общества. Продолжение поиска виновных влечет раздувание углей Гражданской войны. Нужно искать не виновных, а способы исцеления.

Я добиваюсь реабилитации Царственных Страстотерпцев не для того, чтобы кого-то осудить. Те, кто вынес приговор и кто совершил казнь, давно предстали на суд Божий. Реабилитация Царской Семьи нужна современному Российскому государству и всем нам, его гражданам, для восстановления справедливости, для самоочищения, для того, чтобы в нашей стране никогда не повторились ужасы революции и Гражданской войны.

Каково Ваше отношение к недавно прошедшему перезахоронению праха Императрицы Марии Федоровны? Не считаете ли Вы этот шаг преждевременным? Почему?

Перенесение праха Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны – это исполнение ее предсмертной воли. Такой шаг всегда своевременен. Использовать его для политических целей и искать для этого подходящий момент было бы аморально. Мне было грустно и неприятно слышать высказывания отдельных лиц, которые с какой-то непонятной злобой комментировали подготовку перезахоронения. Мне кажется, что они это делали не из принципиальных соображений, а просто, чтобы привлечь к себе внимание. Но это совсем неподходящий случай для саморекламы. Лично я очень благодарна Президенту России и всем, кто участвовал в организации перезахоронения, за то, что они приложили немало усилий для осуществления желания Государыни. Она всем сердцем полюбила свою вторую Родину, много для нее сделала, и ее посмертное возвращение в Россию есть акт высокой исторической справедливости.

Please publish modules in offcanvas position.