Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Фейсбук

Димитрий Иоаннович Донской

Святой Благоверный Великий Князь Димитрий III Иоаннович Донской (Москва, 12/25 октября 1350 — Москва, 19 мая/1 июня 1389). Старший сын Великого Князя Иоанна II Иоанновича Красного и Великой Княгини Александры Васильевны (урожд. Вельяминовой, в иночестве Марии). В 1359, после кончины отца, получил в удел Можайск и Коломну и унаследовал титул Великого Князя. Но Суздальский Князь Димитрий Константинович сумел убедить Хана Навруса дать ярлык на Великое Княжение ему, а не малолетнему Димитрию Иоанновичу (1360). В том же году Наврус был убит, и власть в Орде поделили Хан Мурид и узурпатор Мамай, прикрывавшийся именем безвольного Хана Абдуллаха. Благодаря усилиям св. Митрополита Алексия, фактически управлявшего государством в связи с юным возрастом Государя, в 1362 Хан Мурид передал ярлык на Великое Княжение Димитрию Иоанновичу. Димитрий IV Константинович бежал, а Хан Абдуллах также признал Великим Князем Димитрия III Иоанновича. В 1363 Хан Мурид взял сторону Димитрия IV Константиновича и выдал ему ярлык, но Димитрий III Иоаннович не пустил Суздальско-Нижегородского Князя во Владимир. В 1364 сын Димитрия IV Константиновича Князь Василий Кирдяпа вновь выхлопотал у Хана Азиса ярлык для своего отца, но на этот раз Димитрий IV Константинович, понявший бесперспективность борьбы, отказался от дальнейшей борьбы за власть. Димитрий III Иоаннович заключил с Димитрием IV Константиновичем союз и женился на его дочери св. Княжне Евдокии (1366). В 1367 Димитрий III усмирил новгородцев и начал приводить к покорности Тверь. Преследовал Тверского Великого Князя Михаила Александровича и пресекал всякие попытки последнего получить с помощью татар Великое Княжение Владимирское. Враждовал с Великим Князем Рязанским Олегом Иоанновичем. В 1374 собрал в Переяславле княжеский съезд, положивший начало созданию мощной антиордынской коалиции. В 1377 одержал победу над волжскими булгарами, но из-за ошибочных разведывательных данных не смог оказать помощи своему тестю Димитрию Константиновичу, оставшемуся без подкрепления и разбитому татарским Царевичем Арапшой (Синь-Орда) у реки Пьяна. Осуществил карательный поход против мордвы, в наказание за помощь Арапше. В 1378 с глубокой скорбью проводил в последний путь своего духовного наставника св. Митрополита Алексия. Желал видеть его преемником своего духовника Митяя, которого отправил за поставлением в Константинополь. Но по дороге Митяй скончался (1379). Начавшиеся после кончины св. Алексия интриги константинопольского и русского духовенства надолго осложнили ситуацию в управлении Русской Православной Церковью. Восхитивший поставление в Митрополиты путем подлога и взятки архимандрит Пимен не был признан Великим Князем и подвергся ссылке. Непросто складывались взаимоотношения Государя и со св. Митрополитом Киприаном, болгарским иерархом, присланным из Константинополя на Киевскую Митрополию и приглашенным в Москву в 1381. Митрополит был вынужден лавировать между интересами различных политических сил внутри и вне России, что вызывало неоднозначную реакцию св. Великого Князя Димитрия III. В 1378 Димитрий III Иоаннович разгромил на реке Вожа войско сторонника Мамая татарского воеводы Бегича. В 1379 воевал с Литвой; принял в подданство Князя Димитрия Ольгердовича. В 1380 получил известие о готовящемся походе против Москвы самого Мамая. Испросил благословение у св. преп. Сергия Радонежского, оставил Москву и свою семью на попечение св. Митрополита Киприана и прародителя Дома Романовых боярина Феодора Кошки и отправился на войну. 8/21 сентября 1380, в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в устье реки Непрядва на Куликовом поле нанес сокрушительное поражение Мамаю и его союзникам. Мужественно сражался и сам был ранен в этой битве. Мамай бежал и вскоре был убит сторонниками законного Хана Тохтамыша, отношения с которым у Димитрия III Иоанновича колебались от союзнических до враждебных. В 1382 Тохтамыш (в отсутствие как Димитрия III Донского, отправившегося собирать военную силу, так и бежавшего, вопреки воле Великого Князя, св. Митрополита Киприана) вероломно захватил и сжег Москву. Однако он не осмелился дожидаться возвращения основного русского войска. Великий Князь Рязанский Олег Иоаннович, оказавший помощь Тохтамышу, был наказан и изгнан Димитрием III Иоанновичем. Великий Князь наложил также опалу на св. Митрополита Киприана, вынужденного удалиться в Киев. Находившийся в заточении Митрополит Пимен принял первенствующую кафедру. В 1383 Великий Князь отправил в Константинополь за поставлением на митрополию архиепископа Дионисия Нижегородского, но на обратном пути тот был задержан в Киеве Князем Владимиром Ольгердовичем и скончался там, так и не заступив на кафедру (церковный кризис завершился лишь после кончины св. Димитрия III Донского, когда в 1390 в Москву вернулся св. Киприан). Построил белокаменный Московский Кремль. В 1384, в условиях тяжелой борьбы с Тверским и Рязанским Великими Князьями и военного давления со стороны Хана Тохтамыша, был вынужден организовать повсеместный сбор дани Орде. В 1385 при посредничестве св. преп. Сергия Радонежского примирился с Олегом Рязанским и выдал свою дочь Софию за Олегова сына Феодора (1386). Зимой 1386-1387 гг. покарал мятежных новгородцев, разоривших до этого Кострому и Нижний Новгород. Перед смертью оставил завещание, установившее неделимость Великокняжеских владений и правила престолонаследия, учитывающие ситуацию в семье на тот момент. Скончался через три дня после рождения своего младшего сына Князя Константина. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Находился в сложных отношениях с иерархами Константинопольской и Русской Церкви, но отличался глубокой верой, сознанием возложенного на него Богом царственного долга и благочестием. Был особо близок со св. преп. Сергием Радонежским — крестным отцом его сыновей Юрия и Петра, присутствовавшим при составлении завещания, а по кончине — на погребении Государя. Прославлен в лике святых на Юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви 8-9 июня 1988. День памяти 19 мая/1 июня (1389)

19 мая/1 июня. Святаго Благовернаго Великаго Князя Димитриа Донскаго

Тропарь, глас 3: Велика обрете в бедах тя поборника Земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, Княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2: Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, давый тебе силу непобедимую. И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим от всех навет вражиих.

Молитва Святому Благоверному Великому Князю

Димитрию Донскому

О святый угодниче Божий, праведне Великий Княже Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь

Please publish modules in offcanvas position.