Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте

Антоний Митрополит, Первоиерарх РПЦЗ

Обращение Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Антония по поводу тезоименитства Императора в изгнании Кирилла Владимировича. 1/14 мая 1930 г.

ОБРАЩЕНИЕ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ К РУССКИМ ЛЮДЯМ

Приближается день свв. Кирилла1 и Мефодия2 день Ангела нашего наследственного Государя.

Торжественно праздновался этот день прежде – 30 августа во дни царствования двух Александров3, и 6 декабря – во дни царствования двух Николаев. Соборные, приходские и военные церкви переполнялись народом, а воздух оглашался целодневным трезвоном. Горячие молитвы возносились верующими к небу, - а неверующие застенчиво молчали и стыдились. – Впрочем и тогда в многомиллионной России всеобщего без исключения единодушия не могло быть, а был почти всеобщий единодушный порыв восторженного чувства и молитвы.

Теперь, то есть в 20-м веке, молитва отошла от многих русских граждан. Эти многие, перестав призывать вразумляющую помощь Божию, озлобились, сами не зная за что, но, конечно, как это всегда бывает при полусознательном раздражении, - на старших, на родителей, на начальство и на высшего начальника, на Царя. Будь царем Кирилл Владимирович, или кто другой, но не обойтись толпе иначе, чтобы часть ее осталась недовольна. Этому поучает нас Св[ятая] Библия. Когда Господь помазал в цари над Израилем Саула4, то несмотря на то, что избрание было устроено по настойчивому желанию народа, в нем не было полного единодушия.

Выборы происходили по жребию, но уже после помазания нового царя пророком Самуилом. Когда жребий был на колено Вениаминово, потом на племя Матриево, наконец, на Саула, великана и красавца, то весь народ воскликнул: «да живет царь»… И Саул пошел в дом свой на Гиву, и пошли с ним люди храбрые, которых сердца коснулся Бог. А негодные люди говорили: «Ему ли спасать нас. И презрели его, и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того». (I Цар. 10, 4-27).

Тогда Израиль разумно подчинился жребию Божиему, а теперь наша Русь призвана подчиниться закону, который установил 317 лет тому назад народ за себя и за своих потомков. Кто решится отступить от этого закона, кроме «людей негодных», которые тогда оказались не верными сами себе в древнем Израиле, а в древней Руси таких людей, которые бы стали уклоняться от верности избранной династии Романовых, наши предки в 17 веке в своей «учрежденной грамоте»называли врагами родины, врагами Божиими и грозили им гневом Божиим и народным.

Подчиняясь закону о наследствовании, русские люди не устранили от престола царского слабого юношу Иоанна Алексеевича5, и таким образом утвердили крепко на престоле царском славную династию Романовых, которую приняли их деды на Великом Соборе Московском с клятвою за себя и за свое потомство.

Теперь этот наследственный закон призывает на царство Великого Князя Кирилла Владимировича после смерти Государя Николая Александровича, а равно и его брата, и сына, о которых наш новый Царь Кирилл открыто заявил, что если, паче чаяния, они оказались бы живы, то он уступит им беспрекословно царский престол. – Еще важнее и радостнее нам его клятвенное обещание «хранить и поддерживать православную веру и Церковь». Этим клятвенным обещанием Государь Кирилл указал нам то высшее начало народной жизни, которое замалчивалось и современниками нашими, и новейшими учреждениями, погубившими нашу Русь.

Итак, да здравствует, да живет наш Царь, воскликнем мы мысленно, как те «храбрые»современники первого царя народа Божия, «которых сердца коснулся Бог».

Митрополит Антоний
1(14) мая 1930 г.
Королевство Югославия.
Сремски Карловци.
Белград

Оповещение № 54, июнь 1930 г. – С. 6-7

1Кирилл (827-869) – святой равноапостольный первоучитель Словенский. Родился в Солуни. Сын военачальника Льва. Получил образование в школе Варды. Блестящий полемист, защитник православия от иконоборчества и иных ересей. Вместе с братом св. Мефодием просветил хазарского кагана и вельмож. В 862 по просьбе князя Моравии Ростислава и по поручению императора Михаила совместно со св. Мефодием разработал славянскую азбуку для перевода Священного Писания и проповеди христианства среди славян-язычников. Подвергался гонениям со стороны латинского духовенства, но нашел защиту и поддержку у папы Римского Адриана II. Мощи св. Кирилла почивают в Риме в соборе св. Климента папы Римского. Дни памяти 6/19 апреля и 11/24 мая

2Мефодий – святой равноапостольный первоучитель Словенский. Сподвижник своего брата св. Кирилла. Дни памяти 6/19 апреля и 11/24 мая

3Опечатка. Правильнее, трех Александров. 30 августа/12 сентября – день памяти перенесения мощей св. благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, когда отмечалось тезоименитство императоров Александра I Благословенного, Александра II Освободителя и Александра III Миротворца. 6/19 декабря – день памяти святителя Николая Чудотворца Мирликийского, когда отмечалось тезоименитство императоров Николая I Незабвенного и Николая II Страстотерпца

4Саул – первый царь Израильский, помазанный на царство последним судией пророком Самуилом. Сын Киса из колена Вениаминова. Призван на царство в Массифе. За нарушение Божественной заповеди о истреблении амаликитян был отвергнут Богом. Покончил с собой, бросившись на меч, во время неудачного для израильтян сражения при горе Гелвуйской, когда погибли также его сыновья. Династия Саула, таким образом, пресеклась в первом же колене, и на престол вступил зять Саула Давид Псалмопевец, почтивший Саула и его сына царевича Ионафана проникновенной песнью (2 Цар. 1, 17)

5Иоанн V Алексеевич (27 августа ст.ст. 1666 – 29 января ст.ст. 1696) – русский царь в 1682-1696, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны (урожд. Милославской). После смерти своего бездетного старшего брата царя Феодора Алексеевича в 1682 должен был вступить на престол, но первоначально оказался устранен партией Нарышкиных из порядка престолонаследия в пользу младшего брата Петра Алексеевича (сына царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны (урожд. Нарышкиной). Нарушение легитимных прав Иоанна Алексеевича вызвало стрелецкий бунт, сопровождавшийся кровавыми эксцессами. В результате достигнутого компромисса произошло одновременное воцарение двух государей – Иоанна и Петра Алексеевичей при регентстве царевны Софьи, длившемся до 1689, когда Петр Великий отстранил сестру от власти и начал править самостоятельно. Иоанн Алексеевич не вмешивался в государственные дела, но его подпись ставилась на указах первой ввиду его старшинства

Please publish modules in offcanvas position.