Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте
15 мая 2014

Приветствие Главы Дома Романовых в связи с 80-летием восстановления изучения и преподавания гражданской истории в СССР и 210-летием Высочайшего утверждения «Утвердительной Грамоты» Московского Университета

Приветствие Главы Дома Романовых в связи с 80-летием восстановления изучения и преподавания гражданской истории в СССР и 210-летием Высочайшего утверждения «Утвердительной Грамоты»Московского Университета

ПРИВЕТСТВИЕ

Главы Российского Императорского Дома

Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны

в связи с 80-летием восстановления преподавания и изучения гражданской истории России и восстановления Исторического факультета МГУ и 210-летием Высочайшего подписания Утвердительной Грамоты Московского Императорского Университета и основания Общества Истории и Древностей Российских

Сердечно приветствую участников празднования 80-летия восстановления преподавания и изучения гражданской истории России и восстановления Исторического факультета МГУ и 210-летия Высочайшего подписания Утвердительной Грамоты Московского Императорского Университета и основания Общества Истории и Древностей Российских.

В начале ХХ века наша страна пережила жесточайший и всеобъемлющий кризис, кульминацией которого стала Революция 1917 года и последующая Гражданская война. Утвердившийся у власти в результате этих трагических событий политический режим сам откровенно и неприкрыто заявлял о своем богоборческом идеологическом характере и тоталитарном методе управления. Руководствуясь утопическим стремлением изменить человеческую природу и построить принципиально новое коммунистическое общество, большевики относились к историческому наследию дореволюционной России с нарочитым пренебрежением и намерением уничтожить его. Это не могло не сказаться самым пагубным образом на исторических науке и образовании.

Более десяти первых лет коммунистического правления в научной сфере велось, по сути, целенаправленное разрушение отечественной исторической школы, сложившейся на протяжении веков, а в образовательной системе была предпринята попытка заменить преподавание истории кратким курсом политизированной социологии и отдельными фрагментами описания развития экономики, классовой борьбы и революционного движения.

Но пагубность такого подхода, причем не только для исторической науки, но и для жизни государства и общества в целом, к началу 1930 гг. стала всё более очевидной. Наконец, в 1934 году были приняты решения о возвращении к преподаванию и изучению гражданской истории, а также о восстановлении соответствующих факультетов высших учебных заведений.

Конечно, в условиях господства тоталитарного режима и изучение, и преподавание истории всё равно были подчинены жестким партийным идеологическим догмам и схемам.

Однако, при всех глубочайших и непреодолимых противоречиях между марксистско-ленинским мировоззрением, по-прежнему исповедуемым правящей партией, и духовно-идейными ценностями, определявшими развитие России на протяжении 1000 с лишним лет ее дореволюционного государственного бытия, возобновление преподавания гражданской истории сыграло благотворную роль.

Крайний космополитизм и подчеркнутое презрение ко всему национально-государственному наследию России уступили место патриотическим тенденциям и признанию государствообразующего значения великороссийского народа, создавшего в братстве, дружбе и сотрудничестве с другими славными народами могучую державу, имеющую не только утилитарное значение плацдарма для разжигания пожара мировой революции, но и самостоятельную ценность.

По мере изживания обезличивания истории происходило, пусть подспудно, медленно и трудно, освобождение от сверхидеологизации. В массовом общественном сознании произошла реабилитация некоторых оклеветанных героев дореволюционной России, в том числе святых подвижников, государей, иерархов Церкви и других религиозных деятелей, военачальников и государственных мужей.

Узнавая исторические факты даже в сугубо партийной интерпретации, люди получали возможность самостоятельно составить свое суждение о них. Это расширяло их кругозор, обогащало сознание, укрепляло дух.

Перемены в отношении коммунистического режима к истории неизбежно влекли за собой хотя бы частичное восстановление традиций дореволюционного образования. Благодаря этому не прервалась преемственность, и советская историческая школа не утратила связи с драгоценным опытом исторической школы Российской империи ни в области исследований, ни в методологии преподавания.

Как до, так и после 1934 года многие отечественные историки, в том числе всемирно известные, увы, становились жертвами политических репрессий. Значительная их часть погибла. Мы должны чтить их память, издавать и изучать их труды. Причем, безусловно, не только наиболее гонимых в тот период ученых и преподавателей старой закалки, но и историков-марксистов – всех, проявивших мужество и принципиальность в отстаивании своих взглядов и концепций. Различия в убеждениях не могут помешать с глубоким уважением относиться к работе профессионалов. Тем более, никогда и нигде недопустимо преследование служителей науки и образования за их убеждения, теории и педагогические методы.

Свобода мысли и слова в сочетании с ответственностью перед предками и потомками помогает нам ощутить величие Истории и значимость ее постижения не только специалистами, но всеми без исключения гражданами своего Отечества.

В глобальном смысле История – это не только прошлое, но и настоящее, и будущее. Мы живем в Истории, и каждый из нас на своем месте участвует в ее созидании.

Если же говорить об Истории как о прошлом, то это колоссальный опыт, без освоения которого невозможно полноценно обустраивать настоящее и закладывать основы грядущего.

История не может и не должна являться служанкой каких бы то ни было партийных или частных интересов, игрушкой в руках легкомысленных демагогов или средством наживы. Ее назначение – быть наставницей жизни, источником любви к своей Родине, средством понимания мировых процессов, примером для решения повседневных задач.

На прошлое не может быть какого-то одного «единственно правильного»взгляда. Каждый историк имеет право на индивидуальную интерпретацию. Но истинным историком является лишь честный и объективный исследователь, ищущий правду без гнева и пристрастия, опирающийся на подлинные и достоверные исторические источники, способный проникнуть в дух изучаемой им эпохи.

По милости Божией, ныне в нашей стране водворилось понимание, что ни один период в минувшем нельзя игнорировать, очернять или высмеивать. Во все времена мы находим как героические образцы для подражания, так и печальные воспоминания, побуждающие к покаянию. Из каждой эпохи мы должны стараться взять лучшее. Но ни в коем случае нельзя забывать и о грехах, преступлениях и ошибках. Ещё опаснее под предлогом уважения ко всем периодам истории пытаться реабилитировать зло и скверну. В таких случаях мы рискуем повторить беззакония и безумства, иногда даже в более страшных и жестоких формах. К чему приводит забвение или искажение исторического сознания, мы видим прямо сейчас воочию, когда с болью и горечью наблюдаем за событиями в братской Украине.

Сбережение наследия Отечества и памяти о жизни предков - это дело всех граждан, всего общества. Но на профессиональных историков ложится особенная ответственность в процессе донесения до соотечественников исторической правды. На этом поприще особенно преуспел Исторический факультет Московского Государственного Университета. Не случайно и в 1934 году возрождение исторического образования в высших учебных заведениях началось именно с восстановления Истфака МГУ.

Одновременно с воспоминаниями о событиях советской истории мы мысленно переносимся в начало XIX века, когда блаженной памяти Император Александр I Благословенный 5/18 ноября 1804 года подписал «Утвердительную Грамоту»Московского Императорского Университета в преддверие 50-летия со дня его основания Императрицею Елисаветою I.

Отмечая огромный вклад Университета за истекшие полвека «в образование людей, способных для Государственной службы, в распространение знаний и наипаче в усовершенствование отечественного языка», Государь даровал первенствующему учебному заведению Российской Империи устав, исполненный уважением к «сословию ученых мужей»и создающий условия для их полноценной работы. «Утвердительная Грамота»Московского Императорского Университета по праву почитается одним из наиболее совершенных университетских уставов своего времени, не только в России, но и во всем мире.

Августейший законодатель не сомневался, что среди преподаваемых в Университете наук, «как общих, каждому человеку нужных, так и особенных, служащих к образованию гражданина для разных родов Государственной службы», история относится к обеим категориям. Осведомленность в истории своей Родины и всего человечества имеет значение для любой образованной и культурной личности, но еще более она важна для граждан, облеченных властью и сопряженной с нею величайшей ответственностью.

Поэтому в Московском Императорском Университете сразу было устроено несколько кафедр исторического направления. В царствование преемника Александра I – его брата Николая I Незабвенного – образуется историко-филологическое отделение, преобразованное в 1850 году в самостоятельный Факультет. Труды Исторического Факультета МГУ в XIX – XXI вв., неизменно опирающиеся на следование традициям в сочетании с новаторством, и его достижения принесли ему заслуженную славу во всемирной исторической науке.

Свидетельством высокого интереса и уважения к прошлому стало и учреждение в том же 1804 году Московского общества истории и древностей Российских. Это первое в России научное сообщество историков, архивариусов и публикаторов просуществовало более столетия. У его истоков стояли корифеи А.Л. Шлёцер, Н.М. Карамзин, Н.Н. Бантыш-Каменский, граф А.И. Мусин-Пушкин и ряд преподавателей Московского Императорского Университета. В 1837 году Император Николай I отметил заслуги Общества пожалованием ему статуса Императорского. Во главе Общества истории и древностей Российских находились классики отечественной исторической науки М.П. Погодин, С.М. Соловьев, И.Е. Забелин, В.О. Ключевский и другие яркие и талантливые ученые, большинство которых служило в Московском Императорском Университете.

К сожалению, после Революции 1917 года Императорское Московское общество истории и древностей Российских пришло в упадок и было окончательно уничтожено в 1929 году, когда борьба с исторической наукой и историками ещё шла полным ходом. Трагична судьба его последнего председателя академика М.К. Любавского, бывшего ректора и многолетнего преподавателя Московского Императорского Университета, одного из создателей советской архивной службы. Пожилой ученый был осужден по сфабрикованному «делу академиков»и уже не вернулся из ссылки. Его сына расстреляли. Но до последних дней лишенный звания академика, обездоленный, полуслепой, потерявший самого близкого человека М.К. Любавский продолжал создавать научные труды.

Юбилеи и памятные даты побуждают нас с признательностью помянуть всех выдающихся историков нашей Родины, воздать должное их талантам и поучится у них любви к изучаемому предмету, профессионализму, добросовестности и самоотверженности.

Отрадно, что в нынешнем праздновании переплетены воспоминания и о дореволюционной, и о советской истории, а все участники объединены стремлением проанализировать деятельность предшественников на подлинно научной основе и извлечь из этого анализа полезные уроки для совершенствования современной исторической школы.

Желаю Вам успехов в научно-преподавательских трудах на пользу Отечеству.

Мой сын и наследник Великий Князь Георгий Михайлович присоединяется к моему приветствию.

Храни Вас Господь!

 

На подлинном собственною Ее Императорского Высочества рукою подписано:

МАРИЯ

Мадрид, 2/15 мая 2014 г.

Please publish modules in offcanvas position.